2 марта в Доме Офицеров прошла творческая встреча легенды кино и театра — Владимира Зельдина. Месяц назад актеру исполнился 101 год, и на протяжении всех этих лет он остается примером для подражания и восхищения. Присутствие с ним в одном зале, вот что потрясало до глубины души, и народная любовь действительно пропитывала зал.
Предваряло появление маэстро появление народной артистки России Ольги Богдановой, которая почти весь вечер составляла дуэт с Зельдиным. Ее эмоций от работы с артистом хватило бы и на несколько встреч со зрителем!
Рассказ о творческом пути Владимира Михайловича начался с фрагмента фильма «Свинарка и пастух». Картина вышла в 1941 году, когда война уже началась, и народную любовь к этой картине было сложно переоценить. Роль пастуха Мусаиба сделала его знаменитым на весь Советский Союз, а «Песня о Москве» спустя много лет все так же сердечно звучала со сцены. Забегая вперед, отметим, что зрителям еще не раз повезло услышать великолепный голос Владимира Михайловича, который с течением времени нисколько не потерял в своей благородной красоте.
Но начал Зельдин со стихов Ивана Бунина, которые были написаны незадолго до рождения главного героя – в 1909 году:
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Небольшая техническая заминка не помешала исполнить «Перевал» — песню, которая по признанию Зельдина, созвучна поколению Владимира Михайловича.
Фильм «Сказание о Земле Сибирской» породил огромное количество воспоминаний о том, как актер готовился к роли пианиста. «Подсматривая» за исполнением концерта на фортепиано, он старался воспроизвести ритмический рисунок концерта, ежедневно репетируя концерт. В итоге этот фрагмент был сыгран так мастерски, что даже режиссер Иван Пырьев был в непередаваемом восторге.
Воспоминания о легендарном спектакле «Учитель танцев» были тесно связаны с посещением Ленинграда. Постановка вышла в Театре Советской Армии в 1946 году и шла 40 лет. Полные аншлаги были и в городе на Неве – все десять дней, что шел спектакль. Все артисты старались понять его секрет, а ведь все объяснялось просто: Владимир Зельдин танцевал так, словно объяснялся в любви к женщине!
После большой паузы, Зельдин начал сниматься в возрастных ролях. Первым таким фильмом стал «Дядя Ваня», на который режиссер Андрон Кончаловский взял актера практически в последний момент и без проб. Так, эта роль стала этапной в творчестве Владимира Михайловича, поскольку с этого момента он начал играть характерные роли в кино. В 70-е годы он снялся во множестве фильмов, среди которых мюзикл «31 июня», «Дуэнья», мелодрама «Женщина в белом», детективе «Тайна «Черных дроздов», детектив «Десять негритят».
Еще одной песней стала трогательная и мягкая «Когда проходит молодость», изящно законченная строкой из стихотворения «Любви все возрасты покорны»…
«…И от моих реплик не грохнет цирк и не прослезится зал. И не заржет лошадь подо мной… Зато я скажу теперь сыну: «Парень, я прошел через все. Я не стал этим и не стал тем. Я передам тебе свой опыт», – монолог Михаила Жванецкого «Портрет» в исполнении Владимира Зельдина звучал так, как будто это были его собственные слова. Горькие и мудрые слова о жизни и о судьбе.
Вспомнили на творческом вечере и фильм «Классик», где Зельдин прекрасно исполнил роль старого профессионала-бильярдиста, и даже небольшая, эпизодическая роль стала украшением фильма. Также был показан фрагмент картины «Марица», где он играл позднюю любовь с Марией Мироновой.
Великолепно исполненная «Песня старого клоуна» из фильма «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя» и жизнерадостная «Песня о старости» стали настоящими актерскими работами – так сильно Владимир Зельдин проживал их исполнение на сцене.
Все эти годы он играл множество ролей в театре. Роль учителя танцев Альдемаро играл много лет. Последний — тысячный раз — он сыграл эту роль в 60 лет! А в 85 лет Зельдин играл музыкальный спектакль «Ханума» вместе с выпускниками ВГИКа 1999 года – в полном единении с молодыми ребятами. Премьерный показ уникального спектакля Юлия Гусмана «Человек из Ламанчи» был приурочен к 90-летнему юбилею актера, который сыграл Дон Кихота – эту роль он мечтал сыграть всю свою долгую жизнь.
Также Владимир Зельдин поделился со зрителями некоторыми любопытными эпизодами из своей актерской карьеры, в том числе и о встрече с Президентом России. И как же приятно было услышать галантное, поэтичное поздравление с 8 марта. «Женщина – это душа мужчины», — нужно было слышать, с какой любовью ко всем женщинам Зельдин произносил эти слова.
Валентин Гафт посвятил Владимиру Зельдину несколько эпиграмм и поздравлений, одно из которых заканчивалось такими словами:
В нем всё есть, только возраста в нем нет,
Как не бывает возраста у жизни!»
Финальной точкой стал фрагмент биографического спектакля «Танцы с учителем», который Владимир Зельдин исполнил вместе с Ольгой Богдановой. Добрыми и мудрыми словами «Человека из Ламанчи» он заканчивал творческий вечер:
Мечтать, пусть обманет мечта!
Бороться, когда побеждён!
Искать непосильной задачи
И жить до скончанья времён!
Выступление артиста живо воспринималась публикой разного возраста. Было особенно приятно, что на творческий вечер пришла и молодежь, которая, возможна, не смотрела фильмы Владимира Зельдина — слишком велика разница в годах. Но актер – сам эпоха, ровесник века, непоколебимая глыба и настоящая легенда. И это большое счастье, что мы имеем возможность своими глазами увидеть его на сцене.
Валентина Казакова, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Евгения Мироненко смотрите здесь
Добавить комментарий