«Воспоминания – самое ценное, что есть у меня…»

Знакомо ли вам ощущение, когда, кажется, будто в омут с головой затягивают воспоминания? Театр «Мастерская», поставивший спектакль «Вспоминая моих несчастных шлюх», приглашает зрителей погрузиться в воспоминания героя одноименного произведения Г. Г. Маркеса.

Спектакль, как и оригинальный текст Маркеса, представляет собой повествование главного героя, «философа любви» преклонных лет, кому уже на исходе жизни посчастливилось испытать изумительные по силе и природе эмоции. По большей части, в ходе спектакля зритель слушает рассказ героя, наблюдая, как одна за другой сменяют друг друга сцены из его прошлого – именно через призму его восприятия мы проникаем в историю. Однако чувственность и яркий эмоциональный окрас действию придают девочки Доны Росы — невероятно тонкие, пластичные, жаркие — они, как и расставленные на сцене ящики с апельсинами, развешенный гамак и звучащие время от времени испанские мотивы, способствуют погружению аудитории в атмосферу знойного южного городка. То, что постановкой спектакля и пластикой актрис занимались женщины – режиссер Екатерина Гороховская и музыкальный оформитель Юлия Колченская – становится очевидно, если обратить внимание на движения девочек Росы — девочек, которые демонстрируют себя зрителю раскрепощенными движениями не соблазнения, но наполненности желанием и осознания своей привлекательности. Они, похоже, не столько соблазняют, сколько показывают свою пылкость – пылкость юности – и свободу, парадоксальное принятие своей жизни.

Постановку «Мастерской» вообще отличает, как кажется, буквально витающая в воздухе легкость и добрая усмешка понимания. «Он», главный герой, пренебрегает своим возрастом и смеется над ним – зрители изумляются, но улыбаются шуткам о старческом слабоумии. Как говорит народная присказка, не стоит относиться к жизни серьезно – живым из нее все равно не выйти.

«Вспоминая моих несчастных шлюх» — это история любви, чувства, посетившего старика в тот момент, когда иной уповает на милость небес, встретив рассвет нового дня. Воспоминания светлые – и это заметно уже по костюмам актеров: все действующие лица, за исключением владелицы борделя, давнишней подруги рассказчика, одеты в легкие светлые одежды. Белой же, хоть и потрескавшейся от старости, краской выкрашены рамы многочисленных окон и окошек, формирующих вместе будто бы фасад многоквартирного дома – основную декорацию сцены. За окнами этого фасада воссоздаются события те, что неподвластны памяти героя – его догадки. Там же зрители видят смутные тени воспоминаний, когда голос рассказчика еще привязывает зал к настоящему, но уже можно наблюдать за танцем воспоминаний сквозь стекла. Распахивая двери и оконца, выглядывают, выбираются и, наконец, захватывают сцену девушки, как захватили они полновластно и просторы памяти рассказчика.

Герой откровенен со зрителями — ни мотивы, ни мысли его не утаиваются. Чтобы воссоздать для зрителя сцены минувших дней, максимально откровенно передавая эмоции, пропитавшие те дни, режиссер использует язык тела и сочные насыщенные музыкальные вставки. Только комната борделя, в которой герой впервые видит Дельгадину – комната, в которой он познает новое для себя чувство и упивается им – только это помещение прикрыто прозрачной газовой тканью. Почти что символический занавес, не скрывая от глаз зрителей комнату, будто защищает самое сокровенное и оттого такое ценное воспоминание рассказчика. Наличие этого занавеса похоже на демонстрацию желания героя укрыть от напастей судьбы девочку, которая позволила герою ощутить жизнь сполна и тем самым наделила ее ценностью.

В начале действия девочки Росы Дельгадина вращают круглую кровать, на которой спит Дельгадина, будто намекая на то, что воспоминания о прошлом крутят стрелки времени и, как песок в часах, протекая сквозь горлышко, уносят драгоценные минуты жизни героя. Жил ли герой сегодняшним днем, или утонул в событиях, подбрасываемых памятью – все одно: неутомимо бежит время, вращая стрелки циферблата. И все же в конце спектакля рассказчик и персонажи его воспоминаний размещаются на вращающемся ложе, как бы гармонично пребывая в едином временном отрезке.

Ася Иванова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Екатерины Горчаковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.