Новая сцена МХТ – камерное пространство, в котором любой шорох, любой вздох, любой смех зрителя в зале невольно становится частью постановки. Именно в этом векторе режиссер Андрей Гончаров выстроил свой новый спектакль по рассказу «Осень» Августа Стринберга. «Осень» разложена на два голоса: Артем Быстров и Ольга Литвинова представляют историю о взаимоотношениях супружеской пары, которые за десять лет совместной жизни потеряли друг друга за видимой социальной оболочкой ролей «муж», «жена», «отец» и «мать». Получилась невероятно пронзительная история, полная юмора, светлой грусти и попытке оживить чувства.
Оболочки героев в буквальном смысле становятся видимыми, осязаемыми, они нарочито показаны зрителю в виде актерской бутафории: париков, накладных лысин, «толщинок», которые герои постепенно будут сбрасывать, приближаясь друг к другу, как бы знакомясь заново. В этой незамысловатой истории как будто бы даже больше смысла, чем закладывал сам Стринберг, Гончаров же говорит нам об обнажении чувств, о желании стать уязвимым для другого – наверное, это и есть любовь, и это и есть эмпатия. Неслучайно нам на сцену выкатят зеркальные шары, в которых зрители могут увидеть и самих себя. Это публичное откровение, если хотите, камин-аут.
Каждый зритель становятся буквально соучастником этого откровения: актеры будут постоянно ломать «четвертую стену», напоминать, что находятся в театре, герой Быстрова и вовсе в одной из сцен в буквальном смысле сбегает в буфет. В этой истории есть много театральных условностей, которые понравятся пусть не каждому, но опыленному театром зрителю. В этой легкой пост-иронии как будто бы сам режиссер легко рассуждает о своей боли, о которой будут не только говорить, но и петь артисты на сцене: несколько раз появится бас-гитара, щемяще-тягучий аккордеон, меланхолические голоса Быстрова и Литвиновой пробьют через кожу мурашки.
Недолгий, всего полуторачасовой спектакль, раскрывает зрителя, обнажает глубоко сидящие проблемы – не хуже, чем сеанс у психолога.
Ольга Литвинова: «„Осень“ — отношения между мужчиной и женщиной, которые претерпевают какие-то метаморфозы с течением времени и приходят к такому результату. Это не значит, что нет любви, все присутствует, просто эти отношения видоизменяются, ничего не разрушено. В течение репетиции мы так, мне кажется, глубоко, разнообразно, широко и вверх, и вниз, и по диагонали разговариваем о ситуации, что все время об этом размышляешь. Видишь каких-то людей, себя в какой-то ситуации».
Важным же остается понимание, что такие спектакли нужны зрителю. Ждать от этой постановки какого-то сиюминутного удовольствия, пожалуй, не стоит. При видимой своей незамысловатости и легкости это очень серьезный спектакль. Потому что он о каждом из нас, о людях, об отношениях. Его не нужно смаковать, его нужно переваривать, с ним нужно ужиться, чтобы он дал тот самый важный терапевтический эффект, задуманный автором.
Юлия Зу специально для Musecube
Фотографии Ольги Загородниковой можно увидеть здесь
Добавить комментарий