«Жизнь Галилея»: сон об истине на Таганке

Пускай война, раненье на дуэли,
чума, любовь, пожар – любые беды!
– смогу ли я забыть о главном деле:
сказать слуге «дружище, пообедай…»

Слуга двух господ

Чтоб вы знали: режиссер, актер, музыкант Денис Сорокотягин — дипломированный пианист, в 2015 году окончил Екатеринбургский государственный театральный институт (кафедра музыкального театра, мастерская К. С. Стрежнева). С 2015 года является художественным руководителем «DAS-театра». С 2019 года выпустил 6 спектаклей в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой, сотрудничал и с другими московскими театрами. Денис — лауреат международных вокальных и чтецких конкурсов, автор учебных пособий для детских музыкальных школ. Автор-исполнитель песен, пишет музыку для своих спектаклей. Автор книг «Во всем виноват Бэнкси», «Синдром Шишигина», «Изменение формы». Его пьесы вошли в шорт-листы драматургических конкурсов «Евразия», «Любимовка» и др.

О замысле эскиза постановки «Жизни Галилея» (давно вошедшей в историю Театра на Таганке) Сорокотягин говорит следующее:

«Пьеса без зонгов и интермедий поначалу давила на меня своей густонаселенностью персонажей, остротой происходящих событий, их быстрой сменяемостью, и, конечно, вечной актуальностью перипетий XVII века в наше время. Но задача, которую я ставлю в первую очередь себе, а потом приду с ней к актерам, шире: проследить за процессом движения мысли Человека сквозь чрезвычайные исторические обстоятельства, как это самое непрерывное движение может его убить или же, наоборот, спасти».

На обсуждении – традиционной части таганковских представлений эскизов – заинтересованной аудиторией (зал был полон, и практически никто не ушёл по окончании представления) было сказано немало добрых слов в адрес режиссёра, артистов, постановочной команды. Ещё бы, ведь, чтобы за неделю подготовить полноценное представление – музыкальное, костюмное, с интересным световым и мизансценическим решением, нужны и талант, и воля, и много сил. Звучали также вопросы и замечания, и среди пояснений Дениса прозвучал тезис о том, что своим спектаклем он хотел не столько дать ответы, сколько задать вопросы, на которые каждый зритель станет искать решение самостоятельно: в собственной ли жизни или, дождавшись полноформатного воплощения «Жизни Галилея», на сцене театра.

Из более чем ста страниц пьесы Брехта в итоге осталась примерно четверть. Таковы условия таганковского театрального эксперимента: режиссёру «выдали» каст, на который ему предстояло поставить эскиз: Александр Резалин, Сергей Ушаков, Иван Коряковский, Екатерина Варкова, Юлия Стожарова, Екатерина Рябушинская. Какие наития и прозрения посещали все заинтересованные стороны, остаётся только гадать, но каждый из артистов «сел» на роль, как влитой, и показал свои лучшие профессиональные грани.

Мы наблюдаем Галилео Галилея (великолепный, многоликий и завораживающий Александр Резалин) в его бытовой жизни, среди домочадцев и учеников, во взаимоотношениях с экономкой и загадочной молочницей, раскатывающей в инвалидном кресле и в качестве шляпки и сумочки использующей, ни много ни мало, половинки школьного глобуса. В какой-то мере героиня Екатерины Рябушинской и есть мать-Земля, тревожащаяся за неугомонного питомца, открывающего одну за другой загадки мироздания вопреки общепринятым концепциям своего времени. Концепции эти зиждятся, разумеется, на церковных догматах и озвучиваются собирательным образом чиновника от «науки» и религии в исполнении инквизиторски вкрадчивого Сергея Ушакова. Чтобы свести концы с концами и выкроить время и средства на свои исследования, Галилей набирает себе учеников: нам предстают энтузиаст и преданный друг учёного Сагредо (Алексей Емцов) и «соевый мажор» Людовико, впоследствии жених дочери учителя (Иван Коряковский). Мнения и аргументы из внешнего мира доносятся в этот домашний круг посредством транзисторного радиоприёмника (старшее поколение сразу делает стойку и вспоминает устойчивое выражение «вражий голос»). Также в анахроничной – или вечной! – вселенной присутствует обшарпанный, но не сдающийся холодильник, преданно хранящий затоваренную стеклотару с молоком. В самый неподходящий момент, когда мир вслушивается в эфир в ожидании/опасении отречения героя, эта железяка начинает знакомо бормотать что-то на своём, фреоново-равнодушном.

Совсем другим тоном и с огромным эмоциональным накалом держит речь госпожа Сарти, экономка (Юлия Стожарова). Невозможно отрицать силу воздействия ее яростного протеста против ниспровержения «божественности» мироустройства. С детства заучив, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, что Луна светит отражённым светом, а Млечный путь – скопление солнц на огромном удалении от нашей планеты, нам трудно вообразить, как ломали психику обывателя открытия Коперника и Галилея. «К чему после этого терпение, покорность в нужде? На что пригодно священное писание, которое все объяснило и обосновало необходимость пота, терпения, голода, покорности, а теперь вдруг оказалось полным ошибок?» — восклицает устами госпожи Сарти простой, маленький, трудящийся человек. С ней поневоле солидарна дочь Галилея Вирджиния (очаровательная Екатерина Варкова). Что ей папашины опыты с гвоздем и яблоком, если из-за математической истины её самоё бросил жених, не справившийся с давлением света и семейных традиций?

Мы с вами, жители двадцатого столетья (а кто-то уже и двадцать первого, почти на четверть исчерпанного), переживали на своём веку не один слом устоявшихся обычаев и воззрений, как в масштабах нашей страны, так и в мировых. Тут нет рецепта, годного для всех: каждый встречается с событием в одиночку и решает, принять новое или замкнуться в старом. А может быть, выдумать способ проскочить между ними или попытаться их примирить? Воображение тех из нас, кто не является гением, ищет лазеек, чтобы сохранить надежду на высшую идею, без которой почти невозможно жить.

Галилео Галилей, кстати, не говорил «А всё-таки она вертится» — это могло ему слишком дорого обойтись. Легенда приукрасила его отречение – ведь будущему нужны герои. Если Земля – не центр Вселенной, то пусть хотя бы Герой останется центром нашей веры в грядущее счастье.

Я очень надеюсь, что мы еще встретимся с этой историей на малой или даже большой сцене «Таганки». Будем спорить, о чём она, притягивать аналогии и проводить обобщения. Словом, надеюсь, команда Дениса Сорокотягина ещё задаст корм нашим умам и фантазиям. А пока давайте посмотрим в ночное небо – ветер как раз разгонал тучи. Ну, право, то, что Вселенная безгранична, а Земля так мала, должно же натолкнуть и нас, простодушных, на мысль, посетившую когда-то первого Человека, лично убедившегося в правоте Галилея.

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета.
Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

Юрий Гагарин

Елена Трефилова специально для Musecube

Фотографии Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.