Зона невезения V

Зона невезения V
Использовано фото с официального сайта театра

25 августа в театре «Лицедеи» состоялся показ спектакля «Запретные монологи V» — шокирующая, откровенная и, как не странно, злободневная постановка Джулиано Ди Капуа. Спектакль за время существования в России претерпел символическую трансформацию – на сцене вместо четырех актрис осталось три (совсем как классические три сестры), а из названия исчезла главная героиня повествования – вагина, спрятанная за скромной, но образной «V».

«Монологи вагины» (The Vagina Monologues) – так называется легендарная пьеса Ив Энслер, поставленная в середине 90-х прошлого века на Бродвее. В 2006 году The New York Times назвал пьесу «самой важной частью политического театра последнего десятилетия».  В России пьеса изначально носила такое же название и была поставлена в Санкт-Петербурге в независимом театральном проекте «Teatro Di Capua». Премьера состоялась в сентябре 2003 года в рамках «ФЕСТИВАЛЯ НОВОЙ ДРАМЫ» на сцене «МХТ» (Москва).

Так почему же монологи стали «запретными», а вагина стала «V»? Есть мнение, что мы довольно давно живем в ханжеском обществе, где возможен вот такой женский взгляд на данную тему: «Я бы со стыда сгорела, если бы не дай бог меня занесло на такой спектакль. Одна бы не пошла, не то, что с мужчиной. То, что нужно оберегать и держать в секрете, то, что обсуждается только «между нами девочками», и то не в таком похабном контексте, вынесено на публику и смакуется» (2016). Слово «вагина» на афише спектакля, очевидно, оскорбляло чувства отдельных категорий граждан, и его пришлось спрятать за римской цифрой 5.

Еще в 2014 году в России утвердили Конвенцию ООН, в которой говорится о создании в школах уроков полового воспитания. Эта программа была направлена на сексуальное просвещение подростков в целях превенции сексуального насилия, нежелательной беременности и половых инфекций. Однако одновременно с принятием Конвенции министр образования заявила, что подобные уроки вводить в школах не будут, зато могут увеличить количество часов преподавания основ религиозных культур и светской этики. И если, по словам режиссера Джулиано Ди Капуа, одной из идей спектакля было «восполнить пробелы полового воспитания: недомолвки, излишнюю скромность, нелюбопытство к самим себе» (из интервью СМИ «Новое Время»), то понятно, что пробелы эти за последние десять лет стали настолько определяющими общественное сознание, что любое упоминание сексуальности в публичном пространстве становится запретным.

За время существования пьесы «Монологи вагины», ее посмотрело около 50 млн. человек во всем мире. Джулиано Ди Капуа предлагает рассматривать постановку, как продолжение сексуальной революции. Голоса трех женщин в красном пронзительно звучат со сцены как вызов ханжеству, как свержение табу, как манифест против сексуального невежества. «Это жутко личное» пространство становится общем полем чувств, которых предписано стыдиться, о которых нельзя говорить, самое запретное из которых – любовь. Смелость (courage) – главное качество искренних людей. «Это слово было образовано от латинского cor — сердце. Первоначально оно означало «рассказать от всего сердца о том, кто ты есть» (Брене Браун)

Нравится это кому-то или нет, но женщина и есть вагина, это единое целое. И да, если бы вагина разговаривала, то она громко заявляла бы о своих желаниях и о своей ярости. О праве выбирать, отказывать, украшать себя бриллиантами, оставаться в первозданности, получать удовольствие, быть замеченной, оставаться скрытой. О ярости многих поколений женщин, которым было отказано в правах, которые были низведены до объекта вожделения или воспроизведения вида, и этим обязаны были довольствоваться. «Монологи вагины» в чем-то основаны на легенде о «болтливой вагине» — женском половом органе, говорящем правду, которую его владелица не может или не хочет слышать. Спектакль является редкой возможностью прислушаться к себе, если ты женщина, и заметить чувства другого пола, если ты мужчина.

Только одна пара покинула спектакль. В сети пишут, что еще в 2017 «большая часть тех, кто приходил парами, ушли еще в начале».  Радует то, что в этот раз мужчин было много в зале, они довольно живо реагировали на происходящее и в большинстве своем досмотрели спектакль до конца.  Можно сделать осторожный вывод, что у темы женской сексуальности есть шанс перестать быть «зоной невезения». Благодаря тому, что монологи вагины возможны на сцене при полном аншлаге. Убеждение, что о женской физиологии, репродуктивных правах и чувственности приличествует говорить только «между нами, девочками», потому что «проблемы действительно есть, но о них все молчат и вряд ли мужчины понимают их суть», постепенно перестает быть лидирующим мнением среди тех, кто не смотрит телевизор, а ходит в театр и имеет любопытство к себе.

Мария Емельянова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.