“Зверский детектив”: РАМТ отправляется в Дальний лес

зверский детектив

Ничто не радует меня столь сильно, как действительно хорошие детские спектакли. Поясню свою мысль: мы, взрослые – люди, уже всего повидавшие. Не слишком удачная постановка, максимум, заставит нас пожалеть о потраченном зря времени, но большой трагедией не станет. Другое дело – публика начинающая, только вступающая на путь театралов. Для малышей каждый спектакль – событие, которое может как влюбить детей в театр, научить чувствовать и понимать его, так и на всю жизнь отвратить от храмов Мельпомены.

Под занавес года РАМТ подготовил ещё один маленький (не по сути, а по размеру – постановка идёт именно на Маленькой сцене) шедевр: полуторачасовой спектакль для детишек от восьми лет и старше под названием “Зверский детектив”. Если у вас дома заскучал младший школьник (впрочем, средняя школа тоже вполне подойдёт), то срочно хватайте его в охапку и ведите на премьеру РАМТа! Если у вас это получится, конечно: несмотря на обильное присутствие в афише, “Зверский детектив” пока почти неуловим, ибо билеты разметаются со скоростью света. Показательно, не находите?

Собственно, о чём речь: в основе постановки одноимённая книга Анны Старобинец (которую я тоже искренне рекомендую прочесть всем вне зависимости от возраста – чистое удовольствие, а не литература) – точней, первая часть истории о сыщике Барсуке и его юном помощнике Барсукоте. Воплотить фантазии Старобинец на сцене взялась Ирина Васильева – режиссёр настолько молодой, что, как я поняла, “Зверский детектив” стал её первой работой после завершения учёбы. И мне сложно припомнить дебют, впечатливший бы меня сильнее.

Васильева прочувствовала все нюансы слога Старобинец (кстати, писательница сама подготовила инсценировку для РАМТа), погрузилась в уникальный мир Дальнего леса, подружилась с персонажами истории и создала спектакль в непростом жанре “детский нуар” – глубокий, чуть-чуть страшный (но так и должно быть), трогательный, увлекательный и смешной. Юмор, которым насыщен текст Старобинец, был приправлен режиссёрскими находками, делающими комичное ещё более выпуклым и ярким (признаюсь: я хихикала ударно, а значит, и вы, взрослая серьёзная публика, можете готовиться к приятному и весёлому зрелищу). А там, где спектаклю следует быть серьёзным, он не скатывается в банальности, нравоучения и слащавость (что, опять же, полностью соответствует авторскому тексту). Никаких скидок на возраст целевой аудитории (в смысле – никакого ненужного и глупого упрощения) – напротив, полное понимание того, что нужно сегодняшним детям, погружённым в новостные потоки куда глубже, чем некогда мы с вами.

Кажется мне, господа, что мы наблюдаем за творческим рождением ещё одного умного, изобретательного режиссёра, понимающего, что, зачем и для кого он делает. Васильева не стремится удивить и совершить революцию в театре – она чётко работает с текстом выбранной ей ещё в рамках лаборатории “Молодые режиссеры – детям: 2021” пьесы, не выискивая и не изобретая скрытых смыслов и подтекстов (ну да, это ещё одна шпилька в адрес РАМТовского же спектакля “Вадик поёт свою музыку” от меня; а что ж поделать, если спектакль Евгения Закирова является практически полной противоположностью вспоминаемой мной на этой странице прелести). Но делает Ирина это столь затейливо и неординарно, что на суд зрителя является мой любимый “театральный аттракцион”: каждая секунда действа наполнена, жалко лишний раз моргнуть, ибо можно пропустить какую-то фишку или гэг, и никогда нельзя угадать, что свершится на сцене в следующий миг. И всё это – в рамках, контексте и атмосфере оригинального литературного произведения, я замечу!

В результате Дальний лес оживает, герои постановки кажутся родными и давно знакомыми, и хочется повторить поход на спектакль как можно скорее – желательно, прямо сейчас. И желательно, раза три подряд как минимум.

Теперь объясню, почему спектакль рекомендован для детей от восьми и старше (впрочем, “созревших” семилеток тоже вполне можно привести), а не для малышей. Речь идёт об убийстве. Самом настоящем. Да, обрамлённом комедией. И, да, на сцене не прольётся ни капли крови и не свершится никакого насилия. Но поразмышляйте сами: готово ли ваше дитя внимать истории о съеденном зайце? Не испугает ли их сам факт чьей-то гибели (пусть и случившейся “за кадром”)?

Не собираюсь спойлерить, ибо, пусть финал и “пробивается” (ну, я вот догадалась, что к чему, вы, полагаю, тоже пронзите авторский замысел, зато ребятишки удивятся), но весьма нетривиален (скажу только, что квартирный вопрос испортил не только москвичей). Можете, единственное, намекнуть наследнику, буде он у вас особенно впечатлителен, что всё закончится ну очень хорошо. Так, как и должно быть в спектакле для детей – только более хитроумно, нежели обычно случается.

А вообще, это самый настоящий детектив. С целой кучей подозреваемых. С полновесным расследованием. С живыми, трёхмерными персонажами (и поди разберись, кто из них добро, а кто – зло). Ну, и, конечно, с традиционной парочкой: опытный сыщик и его недотёпа-помощник (который, к тому же, никак не может определиться, кто он – кот или барсук, и в этом отсутствии самоидентификации его отдельная трагедия). Но, честное слово, если вы не читали книг Старобинец, ручаюсь: таких детективов для детей вы ещё точно не видели.

И я даже не знаю, кто получит больше удовольствия от постановки – детишки или их родители (это при том, что спектакль “не расшаркивается” перед взрослой публикой, разбрасывая по своему полотну шуточки “для тех, кому за 30”, что очень похвально). Потому как хороший юмор понятен всем. Отличная литературная основа – залог успеха. А достойная, любопытная режиссура (здесь же упомяну художника Нину Юнгвальд-Хилькевич, художника по свету Павла Бабина и композитора Киру Вайнштейн, чья работа достойна самых громких аплодисментов) – основная театральная ценность.

Отдельная радость – актёрская составляющая “Зверского детектива”. В касте спектакля Алексей Мишаков, Владимир Зомерфельд, Алексей Бобров, Иван Забелин, Анастасия Волынская, Яна Палецкая, Марианна Ильина, Мария Турова и Дмитрий Бурукин, и каждый из артистов настолько на своём месте, настолько серьёзен в доверенном ему хулиганстве, что невозможно в очередной раз не влюбиться в этих прекрасных людей. Да, не слишком профессиональная рецензия на актёрскую работу получилась, зато честная и всеобъемлющая.

Резюмирую: “Зверский детектив” – великолепный спектакль, который сделан для детей, но порадует и всех взрослых, которые решат к нему приобщиться. Это однозначно ещё один успех РАМТа и прекрасное доказательство того, что и в камерном пространстве можно творить большие (и по смыслу, и по “картинке”) постановки.

Именно таким и должен быть современный детский театр. Так что, ежели вам нужно поставить нечто для младших школьников, а вас это дело ставит в тупик, приходите учиться у Ирины Васильевой сотоварищи. Не пожалеете!

Ирина Петровская-Мишина специально для MusecubeФотографии Ирины Максимовой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.