Юбилейные концерты – отличный повод напомнить о себе. Другое дело – какой ценой. Отличный положительный пример из новейшей истории — это когда в честь 30 летия московской рок-лаборатории по инициативе одного известного промоутера была воссоздана некая легендарная группа 80х-90х. Результат – почти два года активной концертной деятельности и колоссальный успех.

Есть другой отчасти комичный пример, когда известный блюзовый коллектив отметил 5 лет группе, год спустя – 7 лет знакомства фронтменов, а ещё через год – аж 15 лет творческой деятельности солиста. Притянуто за уши? Ну, разумеется. Фанаты, конечно, похихикали. Но большинство слушателей в тонкостях бытия разбираться не стало, а вот цифры в головах осели. И, как положительный результат, – три года подряд юбилейные концерты и полные залы.

Но вот и у Наутилуса Помпилиуса праздник. Пусть не круглая, а полукруглая дата, но все же. 35 лет – это не шутка. Надо ли ее праздновать? Насколько я помню, за исключением первых нескольких лет Вячеслав Геннадьевич Бутусов традиционно весьма сдержанно относился к своему детищу. И, вместе с тем, раз за разом, распуская любимый многими НАУ, всякий раз возвращался на сцену с новыми составами музыкантов и под неизменным брендом НП. А ведь концерт в Крокусе позиционировался именно как 35 лет НАУ, а не сколько-то там лет на сцене Вячеслава Бутусова. Штука в том, что, например, говоря Аквариум, мы подразумеваем БГ, и наоборот, а вот с НАУ ситуация гораздо более запутанная. Это непростая тема, достойная отдельного исследования, но Наутилус Помпилиус – это далеко не Вячеслав Бутусов & Co, хотя в восприятии многих, наверное, по факту так оно и есть.

Концерт 23 ноября в Крокус Сити холле открывали строчки из первого послания к корифянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я …». Что и кто я? Вот в чём вопрос.

В задней части сцены расположился Детский хор Санкт-Петербургского радио и телевидения, по правую руку от Бутусова за роялем Екатерина Мечетина. Звучат «Сёстры печали» с альбома «Яблокитай» и «Бедная птица» из «Атлантиды». Присутствовавшая в зале с самого начала тихая восторженность настроя лишь диссонировала с продолжением, явив собой проникновенно-трогательную, но необъяснимую обложку того, что происходило дальше.

Вещи из абсолютно гениального альбома «Разлука» родом из далекого ещё советского 1986-го, не менее гениального альбома «Крылья» из уже российского 1995-го, «Титаника» 1994 года и вновь «Разлуки» смешались, став единым целым, даже не целым, а комком, в котором не видно, где голова, а где ноги – сиречь сплошная круговерть. «Эта музыка будет вечной», «Одинокая птица», «Тутанхамон», «Взгляд с экрана» …- такие исторически разные вещи стали такими похожими на концерте в Крокусе. Так и подмывает сказать, «концерте памяти НАУ».

Всё то, и, одновременно, всё не это. Звук, ритм… и снова ритм, звук…. а где суть то? Попытки минимализировать электрификацией творчество НАУ случались и раньше. Последним таким опытом стало «изготовление» песен Наутилуса группой Ю-Питер. Громкое, отчасти рычащее, оно заставляло прислушиваться, чтобы расслышать мотивы и настроения, уловить квинтэссенцию старого доброго НАУ. Иногда это получалось, иногда, казалось, что это было решительно невозможно. Но что же теперь? А теперь старые песни Наутилуса Помпилиуса звучат в новом исполнении. Это именно исполнение, поскольку аранжировкой то, что получилось, назвать сложно. Короче, быстрее, прямее, проще…, а в итоге оказалась потерянной специфическая наутиловская изысканность. Удивительно, но испорченными оказалось даже то, что решительно невозможно было испортить. Ну, ладно, там, «Люди» или «Зверь», которые в лучшие-то годы исполнялись непросто и не всегда удачно, которые нужно было прочувствовать и понять, прежде чем проникнуться, но зачем же так невнятно играть, скажем, «Синоптиков», которые изначально были тонки и изящны в своей мелодичной вязи?

Кстати, почему то именно для участия в «Синоптиках», да ещё в песне «Люди» на сцену был приглашён интересный гость – трубач Вадим Эйленкриг. Вадим – выигрышный вариант при любом раскладе, но почему же именно в этих композициях?

На «Прогулках по воде» и «На берегу безымянной реки» не сцене появились эквадорские индейцы. Но причём тут Наутилус Помпилиус? Звук флейты, кларнета или даже подходящее звучание дудука вполне можно было получить и гораздо менее экзотическими и логичными для НАУ способами.

В тоже самое время, надо ли было в принципе пытаться сохранить оригинальные аранжировки и звучание? Совсем не обязательно. Можно ли было приготовить для фанатов в качестве «нежданчика» новые, возможно, неожиданные и ортодоксальные обработки? Почему бы и нет. В этом есть риск, но может быть и успех. Но не получилось ни первого, ни второго: сыграли просто, чтобы сыграть.

Это с одной стороны, а с другой – великолепный свет и совершенно шикарный видеоряд на заднике: дешёвый пластик и папье-маше, Барби и Тедди как образец стиля середины 80х со стоящей на столе радиолой из «Взгляда с экрана». Или, например, меняющиеся калейдоскопом фотографии отечественных рок-героев на уже не раз упомянутых «Синоптиках». Произошла своего рода подмена, когда музыка, слова и даже фронтмен отошли на второй план, уступив пальму первенства визуализации образов. Для НАУ – это гигантский шаг вперёд, только вот на сцене Крокуса был далеко не НАУ. Как ни крути, но новые соучастники группы Бутусова – Слава Суори (гитары), Руслан Гаджиев (бас) и Денис Маринкин (ударные) – люди другого поколения и иного мировосприятия.

Стоячий танцпол очнулся от спячки лишь в завершающей части концерта, когда изредка подкрашенная монотонность дошла до вполнек убедительной кондиции. Под «Прогулки по воде» случился сеанс группового пения. А на песнях «Хлоп-Хлоп», «Шар цвета хаки» и «Скованные одной цепью» у сцены и вовсе началось заметное бурление. Видеоряд нагнетает эмоции – цепи, люди, кулаки, и вот уже портрет Ильи Кормильцева, а еще глаз на спустившемся из под потолка полупрозрачном шаре — всевидящее око, от которого не спрятаться и не скрыться. Это вещи, на которых выросло целое поколение, которые звучали из каждого окна.

«Гуд Бай, Америка», — поёт Бутусов, и весь зал повторяет за ним такие знакомые с детства слова. На заднике сцены карман джинсов и глобус, сворачивающийся в спираль и превращающийся сначала в заклёпку, а после и вовсе в точку. Это не трагический конец вселенной, это просто точка, за которой бессмысленная пустота.

Рассказывают, на концерте в Питере на бис Вячеславом Бутусовым были исполнены «Чёрные птицы», исполнены просто под гитару. И за одну только эту песню, за то, как она была спета, Бутусову тут же простили все старые «обиды». Увы, московский концерт закончился в «комнате с белым потолком». Это было хоть и желанно, но, увы, ожидаемо. Второй бис, «Князь тишины» услышали и вовсе далеко не все. К тому времени многие уже устало потянулись в сторону гардероба.

А в результате концерта осталось не то послевкусие, какое ожидалось, и даже не такое, какое могло бы быть. Сохранилось просто осознание того, что побывал в Крокусе. Для многих – это успех, для Наутилуса Помпилиуса – ничто. Вот уж воистину от величия до бездны – один шаг. И если король умер, то да здравствует ли ещё король? Зачем что-то говорить, когда нечего говорить…!

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Фоторепортаж Екатерины Головиной здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.