В Москве продолжаются гастроли екатеринбургского «Коляда-театра». Основная часть спектаклей проходит в ТЦ «На Страстном», но есть и еще две площадки: Боярские палаты и КЦ «Вдохновение» в Ясенево. 18 января на небольшой и очень атмосферной сцене в Боярских палатах зрители посмотрели пьесу Николая Коляды «Старая зайчиха».
Спектакль камерный, не слишком длинный и, надо признать, вызывающий массу эмоций – самых разных. О чем он? Жила-была в Москве актриса, вполне себе благополучно тянула лямку, любила своих котов, подкармливала жука и ругалась с домработницей. И вот как-то пригласили ее в какой-то богом забытый городок, чтобы выступить в негритянском ВИА. Она прихватила трех других артисток и поехала, а на месте выяснилось, что все это не настоящее приглашение поработать, а происки ее бывшего мужа. Который ее много лет назад предал, ограбил и, как она полагала, умер. В некотором смысле он и умер: ни карьеры, ни семьи, ни душевного спокойствия, ни даже трех кошек с жуком – зато куча амбиций, гонора и позерства. Честно говоря, более отталкивающего персонажа мне доводилось видеть только в пьесе Н. Коляды «Дудочка». Схема та же: пришел, бессмысленно напакостил, разбередил хорошему человеку душу и ушел.
Актерские работы – выше всяких похвал. Чем сильнее раздражает персонаж, тем больше уважения возникает к актеру Сергею Федорову, который сумел вызвать такую реакцию. Это замечательный актер «Коляда-театра», уже известный московскому зрителю по многим спектаклям.
Старую зайчиху (так ехидно называет персонаж Сергея Федорова бывшую жену) играет Тамара Зимина. И на спектакль стоило бы идти только чтобы посмотреть на ее игру. Персонаж ее получился многогранный и глубокий. Пройдя первую закономерную стадию – удивление (героиня ведь считала бывшего супруга мертвым) и вторую – ярость (вспомним, как он с ней тогда поступил), она… Она ведет себя, как типичная русская женщина: головой всё понимает, но душой всегда готова пожалеть убогого, что бы тот ни натворил. Она – уставший, закрученный жизнью человек, но все еще с любящей душой и с не зачерствевшим сердцем. Персонаж Сергея Федорова тоже неоднозначный: с него постепенно сходит весь его гонор, ему тоже тоскливо и хочется быть не одному, но он из тех, кто только берет и берет, а отдавать не умеет.
В какой-то момент понимаешь, что это меня, зрителя, главный герой изрядно бесит, а героине он в свое время отлично подходил – несмотря ни на что это была гармоничная пара. Да, он сам виноват, сам все испортил и сам угробил свою жизнь, а заодно и жене напоследок нервы попортил. Но, видимо, такая у него уродливая и больная манера взаимодействия с миром: не умеет по-другому. Когда-то эти мужчина и женщина любили друг друга, а теперь вспоминают о той самой живой и полной надежд поре своей жизни. До сих пор им, смешным таким, важно аж до драки, кто лучше играл в детском спектакле «Знайка-зазнайка». Очень тронул его рассказ про сумасшедшую с нелепой оловянной ложечкой для обуви (как она говорила, это все, что от нее останется).
Это пронзительный спектакль об одиночестве, о нереализованности, о почти прожитой жизни, о том, что же останется после нас. Герои отчаянно боятся, хоть и маскируют свой страх: вот живешь-живешь, а потом умер, и ничего после тебя нет, кроме маленькой оловянной ложечки (да и ту, может, выбросят). Один из самых пронзительных эпизодов спектакля – сцена с забиванием гвоздей в гроб, а потом герои стоят надо ним, а между ними разве что искры не летают, но уже поздно, поздно… Как видите, темы-то поднимаются невеселые, но, как водится у Николая Коляды, зритель имеет возможность не только поплакать, но и посмеяться. В «Старой зайчихе» много забавных моментов, песни-пляски, а также спектакль весьма оживляет толпа не очень понятных персонажей, что-то вроде негрозайцев. Не вполне очевидно, кто это, но смотрятся они весело. Н.В. Коляда умеет не грустно говорить на грустные темы!
Марина Моисеева специально для Musecube
Фотографии автора
Добавить комментарий