Ни Богу свечка, ни черту кочерга

На малой сцене театра Мастерской новый спектакль — «Иван и Черт». Представление режиссера Андрея Горбатого младшего о нескольких главах «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского (инсценировка и дебютная постановка Андрея Горбатого).

Спектакль был создан на основе IX главы романа, которая не была освещена в спектакле «Братья Карамазовы», идущем на большой сцене Мастерской в постановке Григорий Козлова. Между тем это одна из ключевых и самых неоднозначных частей романа.

Черт (или по старому стилю Чорт) в исполнении Антона Момота, весьма галантный и самоуверенный, обладающий отличным чувством юмора. Он появляется из шкафа в образе потасканного франта. На самом деле Черт — это галлюцинация Ивана Карамазова, он неотделим от него. Это его темная сторона и одновременно часть его теории. Черт раскрывает Ивану то, чего он боится, шутя переворачивая идею Ивана с ног на голову.

В каком-то смысле он искушает Ивана, но противостоять черту очень сложно, так как все, что он говорит, уже когда-то было осмысленно Иваном и отражено в его смертоносной идее. Единственное, что остается Ивану — отрицать его существование.

Несмотря на то, что ситуация достаточно безумная, Иван (Дмитрий Житков) держится очень достойно, хотя Черту не раз удается вывести его из себя. Черт же издевается над Иваном, то разуверяя его в своем существовании, то словно бы приглашая увериться в своей реальности.

Спектакль сопровождает маленький оркестр, состоящий из контрабаса, аккордеона и скрипки во главе с Андреем Дидиком, одновременно выполняющим роль рассказчика. Постановка начинается с музыкального вступления, вторая сюжетная линия спектакля — это ряд музыкально-повествовательных отступлений. Очень запоминающимся получился свободный пересказ главы про «Великого Инквизитора», музыкальные же отступления на какое-то время переключает внимание зрителя от противостояния Черта с Иваном, разряжая обстановку.

Диалог Ивана с Чертом получается интересный и динамичный. Ивана, раздираемого сомнениями Черт занимает забавными пошловатыми историями, кривляется и даже неожиданно делает сальто. Переспорить Черта Ивану не удается, но просто так сдаться без боя Иван, конечно же, не может.

Декорации спектакля простые, но довольно оригинальные. Они ясно характеризуют «раздвоение Ивана»: вся мебель в комнате распадается на две части, стол, кровать и даже картина на стене.

В постановке удалось раскрыть противоборство «двух героев», серьезного философа Ивана, мучающегося сомнениями и поверхностного и пошловатого черта, в чью крайне простую и приземленную картину мира так отлично вписалась возвышенная и философская идея Ивана. “Без отрицания-де не будет критики, а какой же журнал, если нет “отделения критики”, — легко определяет свою жизненную позицию черт.

Иван и Черт — самый короткий спектакль театра Мастерская, он идет чуть больше часа, но это полноценная постановка с интригой, достойной актерской игрой. К несчастью ее вряд ли сможет по достоинству оценить зритель не смотревший «Братьев Карамазовых» или не прочитавший роман. В противном случае, в отрыве от контекста, он смотрится как последняя серия захватывающего фильма: интересно, но непонятно.

Спектакль очередной раз доказывает, каким разным и многогранным и богатым на интерпретации может быть последний и самый неоднозначный роман Достоевского «Братья Карамазовы».

Постановка завершается лирической песней «Ах поехал Ванька в Питер, я не буду его ждать» в исполнении мужичка — Георгия Воронина, печальной и одновременно приземляющей, после «разговоров о высоком».

Галина Супрунович специально для MUSECUBE
Фототчет Екатерины Горчаковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.