«Портрет Дориана Грея»: сыграем в жизнь на твою душу?

 

Единственный опубликованный роман английского писателя Оскара Уайльда по праву можно считать одним из самых экранизируемых произведений литературы в мировом кинематографе. С театральными постановками в этом плане ситуация несколько иная. Идея вечной молодости и безнаказанности, несомненно, вызывала и будет вызывать интерес у зрителя, но поставить спектакль на сцене решаются единицы, поскольку риск не удержать заданную автором планку очень велик. Показать описанную Уайльдом глубину межличностных отношений и бесценность человеческой души стоит большого труда.

Нужно сразу оговориться, что спектакль не совсем по книге, он, скорее по мотивам фильма, где в конце мы видим повзрослевшую дочь Лорда Генри, которая пытается спасти своей чистой любовью душу Дориана Грея, но, итог известен. Чтобы углубить драму спектакля и показать, как главный герой меняется на протяжении этой истории вместе с портретом, были использованы видео эффекты. К слову, вместо нарисованного портрета, на сцене можно увидеть инсталляцию изображения главного героя, которая, с помощью аудио-визуальных эффектов, хорошо передает основные переломные моменты в судьбе главного героя. Порой быстротечность сюжета не дает в полной мере проникнуться той или иной ситуацией, будь то смерть Сибиллы, или, последовавшая практически сразу за ней, смерть Безила, и именного видео — эффекты несколько спасают ситуацию, создавая нужную атмосферу.

С самого начала спектакль задает довольно динамичный темп повествования, события первого акта развиваются столь стремительно, что порой кажется, что всё слишком быстро закончится. Но это ошибочное впечатление. Во втором действии, напротив, всё идет довольно медленно, больше времени уделяется раскрытию главного персонажа. Развитие (падение?) Дориана Грея в исполнении Александра Чернышева можно наблюдать на протяжении всего спектакля. На фоне безупречного вокала, он, всё же, немного заигрывается в невинного агнца, который попадает в «лапы» хищника Лорда Генри. Игоря Шумаева, исполнившего роль наставника главного героя, никак нельзя назвать главным антагонистом спектакля. Как и человеческие отношения, его философия также сложна и не поддается однобокой оценке. Пожалуй, что сцена «обучения» Дориана искусству жизни по методу Генри Уоттона самим автором является лучшей в спектакле, и демонстрирует прекрасную актерскую игру. Ключевую роль в спектакле играет влюбленный Безил Холлуорд, написавший злополучный портрет. На протяжении всего спектакля режиссер даёт нам недвусмысленно понять, что любовь у художника к Дориану отнюдь не платоническая. Нужно сказать, что Наталья Индейкина подошла к теме гомосексуального подтекста произведения довольно смело. То, что было передано в книге полунамёками и витиеватыми фразами, показано в спектакле прямо. Здесь стоит упомянуть и сцену в борделе с Адрианом Синглтоном, и сцену в автомобиле с Аланом Кембеллом, и, наконец, самую первую арию мюзикла, где Безил признается Генри в чувствах к Дориану. Конечно, Оскар Уайльд не был бы собой без данных намёков в своих произведениях, но сегодня ставить такие откровенные сцены могут решится единицы (Роман Виктюк, Константин Райкин).

В мюзикле Натальи Индейкиной есть недоработки (свет, костюмы, звук), но он не рассыпается на части. При довольно скромных костюмах и декорациях (вопрос скорее финансирования, чем постановки) мюзикл смотрится довольно легко. Не совсем оправдала себя и приставка к мюзиклу «хоррор», которая предполагает под собой ряд сценических и других элементов, которые будут призваны напугать зрителя или вызвать ужас. Режиссер, напротив, довольно мягко обходится с характером Дориана Грея, резко очерчивая на сцене лишь моменты убийства, показанных, опять же, в весьма мягкой форме. Дориан заигрался, ведь он, в отличие от своего лучшего друга, Лорда Генри, не так психологически стабилен и невосприимчив к тому, что происходит в его жизни. Он не может справится с собой, уходя всё дальше в порочный и праздный образ жизни. Подмена понятий, что была так искусно разыграна Генри в первую их встречу, была роковой, ведь «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни» (О.Уальд), в спектакле передана хорошо, и это, несомненно, главное его достоинство.

Яна Квятковская, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии с сайта «Мюзик-холла»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.