Я не вернусь

от автора

в

В столице Урала Екатеринбурге живет и работает один из самых востребованных современных драматургов Николай Коляда. Мои постоянные читатели уже об этом знают. Коляда сам пишет пьесы, сам режиссирует их постановки, имеет театр, названный собственным именем, а также организовал фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays», который уже четвертый год проходил в конце июня. Так совпадает, что уже второй год подряд я оказываюсь именно в это время именно в этом месте и в этой «тусовке».

В театре, как в явлении вцелом, сегодня все очень спорно и неоднозначно. Насколько я, обученный совершенно другому, человек понимаю, театр в нашей стране распался теперь на два лагеря: классический, в котором «играют Гамлета в пыльных бархатных штанишках», и современный, где твориться все что угодно, мыслимое и немыслимое: ходят голыми, разговаривают матом (что лично меня до сих пор подбрасывает), но в бархатных штанишках появляются все реже, и почти совсем отказались от этой традиции… Еще говорят, что умирает режиссерский театр (это «сплетня» специально для Николая Коляды, он наверняка прочитает)…

Один из фестивальных дней, 27 июня, был едва ли не полностью посвящен Ярославе Пулинович, ученице все того же Коляды, очень молодому драматургу. Она, конечно, большая молодец. Я всегда очень респектую подобным людям. Не знаю уж, как это получилось, но ей 24 года, и ее уже ставят за рубежом, а уж в нашей стране она безумно популярна. Я посмотрела в тот день два спектакля по ее произведениям, и на одном хочу остановиться подробно.

Итак, Екатеринбург, Камерный театр, 16-00, спектакль Театра-студии под руководством Гончарука, г. Омск; Ярослава Пулинович, «Я не вернусь». Мне показалось, что вход должен был быть бесплатным, приперлись, а у нас билет просят. Пришлось воспользоваться проверенным методом, который называется «Мы учимся в театральном, вот наши студенческие». Сработало и на этот раз, но мне уже совестно…

Такого спектакля, признаться, я еще не видела. Мы потом бежали через центр города на следующее фестивальное представление, и всё обсуждали увиденное. В чем удивительность спектакля, который я назвала бы модным словом «перфоманс»? Ну, во-первых, там был ди-джей с вертушками, некий DJ Атом. Конечно, он мало похож на настоящего клубного современного ди-джея, по мне так больше он был похож на сутенера из американских чернокожих фильмов, и если в зале был настоящий клаббер, то он оборжался, наверное (как для меня фильмы про программистов), но атмосферу клуба передать им, конечно, удалось.

Вторым удивительным моментом для меня стало видеосопровождение, проецируемое прямо в середину декораций. Оно представляло собой фильм, в котором были сняты задействованные в постановке актеры, и город Екатеринбург, в котором разворачивается действие. Выглядело это примерно так: диалог героев на сцене, один говорит, что ему надо пойти туда-то, он уходит со сцены, приглушается свет, появляется ди-джей, и дают кусок видео, где указанный герой идет по улицам города в той же одежде, в которой только что стоял на сцене… Он смотрит по сторонам, ждет зеленого сигнала светофора и переходит дорогу, едет на машине и т.д., вобщем то, что на сцене показать сложно. Такие врезки как бы склеивали частые смены сцен, что, обычно, не очень характерно для театра.

Еще одним отличительным моментом, ярко иллюстрирующим молодежность театра, были танцы тектоник. Они сопровождали все сеты DJ Атома, хотя были опять же очень банальными по своим эффектам. Это немного смахивало на индийский фильм: вот стоят люди, разговаривают, вдруг появляется еще много людей, играет музыка и все одинаково танцуют.

Но самым неожиданным для меня стала реклама. То есть опять же происходит какое-то стандартное действие, и вдруг актер, говоривший только что свой текст по сценарию, немного сходит с ума, берет в руки какой-то предмет и, глядя в зал с глупым лицом и улыбкой в 32 зуба, начинает говорить и так хорошо нам всем знакомый текст типа: «Хорошо иметь домик в деревне». Не знаю, что они хотели этим показать (вернее какие-то соображения по этому поводу у меня были, но сейчас их уже не вспомнить), но местами это просто высаживало, при том что спектакль и так сам по себе был длинным. Было еще много моментов, наличие которых показалось мне каким-то бессмысленным, например то, что почему-то всех медработников женского пола играли здоровые парни с волосатыми ногами.

Вцелом могу сказать, что зрителей был практически полный зал, среди них я увидела немало титулованных уральских артистов, да и еще автор пьесы присутствовала, хотя потом, уже дома, я прочла первоначальное произведение и поняла, что постановка была весьма далека от оригинального произведения. Более того, в одном местном театральном СМИ я вычитала, что спектакль на самом деле называется «Одна звезда на небе голубом», по словам известной песни Жанны Агузаровой то бишь. Песня действительно звучала местами в спектакле, вместе с другими бриллиантами русского рока.

Постановка получила один из призов фестиваля, хотя критики отозвались о ней по большей части нелестно. Мое же отношение следующее: задумка интересная, реализация так себе. Слишком уж он перепичкан всякими эффектами, крючками, жанрами, элементами вымученного эпатажа, слабоватой игрой актеров. Но он мне запомнился, и это самое ТО для Музосмотра!


Еще несколько фотографий здесь>>

2 комментария на ««Я не вернусь»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.