Дмитрий Мамонов и Яна Чичина: Как танцевать о спорте?

ДостигаяЦели15 мая на площадке «Скороход» состоится премьера танцевального спектакля «Достигая цели. История одного спортсмена». Это история из большого спорта — история человека, посвятившего свою жизнь стремлению к победе, основанная на биографии олимпийского чемпиона по лыжным гонкам Александра Легкова. В преддверии первого показа корреспондент Musecube побеседовала с режиссером Дмитрием Мамоновым и продюсером Яной Чичиной.

Дмитрий Мамонов – артист труппы Театра Эстрады им. Аркадия Райкина, хореограф театральной студии «Мюзик-Холла», режиссер и хореограф спектакля «Достигая цели».

Яна Чичина – заместитель начальника отдела по прокату репертуара Театра Эстрады им. Аркадия Райкина, в прошлом — корреспондент театральных и городских культурных СМИ (Фонтанка.ру, Театральный город, Петербургский театрал), продюсер спектакля «Достигая цели».

Дмитрий не представляет свою жизнь без танцев, Яна 10 лет серьёзно занималась лыжными гонками.

Чтобы начать разговор, расскажите — о чём ваш спектакль?

Дмитрий: Если говорить коротко, то это спектакль о силе человеческого духа. В данном случае о спортсмене, которого не сломили никакие преграды, ни поражения на крупнейших мировых стартах, ни лишение олимпийской медали. Этот человек идёт к своей цели и добивается её не смотря ни на что.

Очень необычная тема для постановки на театральной сцене – спорт. Почему выбрали её?

Яна: Наверное, именно поэтому. Хочется сделать что-то новое. Мы немного устали от драматического театра, каким бы глубоким и гениальным он не был. Устали от музыкального жанра: мюзиклы, опера — это прекрасно, они должны существовать и развиваться. Но конкретно нам в данный момент хочется другого. Действия сильного не только внутренне, но и внешне. Такого, в чём можно точно передать страсти и запредельные скорости современной жизни. И мы поняли, что это именно уличные танцы и спорт. Ведь спорт — это сосредоточение силы, желания, стремления. Все то, что есть в обычной жизни, только в десятки раз острее.

Почему уличные танцы? Что общего между танцами и спортом, о котором рассказывает ваш спектакль?

Дмитрий: Почему-то в общем понимании танцевальные спектакли — это чаще всего какой-то контемп (contemporary) с непонятным сюжетом, где люди страдают и пытаются три часа нам что-то объяснить, а мы пытаемся очень долго понять, что же все-таки происходит. И этого сейчас очень много. Одинакового. Мы решили сделать максимально простую и понятную историю. И на наш взгляд уличные танцы могут выразить необходимые в нашей истории мощь, драйв, которых может не хватать в балете или модерне. А спорт это как раз такая тема, где есть мощь, есть люди, которые всё выражают через свою физическую силу. Зачем рассказывать это текстом, если их достижения связаны с физическим напряжением. Не нужны здесь слова, поэтому мы будем показывать нашу историю языком тела, языком движений.

То есть у вас в спектакле упор будет на техническую составляющую, какие-то сложные вариации, комбинации?

 

Дмитрий: Да, у нас будет много танцев: и дуэты, и сольные номера, и групповые танцы. Будет много партнёрской работы и взаимодействия друг с другом, не только в танце, но и обычном движении. Поэтому, да, с формой играем очень активно.

В спектакле ваш герой называется просто Спортсмен, но ни для кого не секрет, о ком идёт речь.

Дмитрий: Мы этого не скрываем (улыбается).

Да, это написано в пресс-релизе. А почему именно Александр Легков?

Дмитрий: Сейчас идёт волна интереса к спорту – «Движение вверх», «Легенда №17», в общем, множество фильмов о спорте, которые рассказывают о людях, достигших спортивных вершин 30-40-50 лет назад, а мы живём в 21 веке, в 2018 году, и сейчас есть спортсмены, которые добиваются небывалых высот. А почему Легков? Потому что его судьба одна из наиболее драматичных: он очень долго шёл к своей цели, на официальных стартах он часто проигрывал, приезжал четвёртым, ломал палки…

Яна: Журналисты в своих текстах прямо называли его «спортсменом-неудачником». Это могло бы сломить любого человека, а на нём не сказалось.

Дмитрий: Его это не остановило, он продолжал двигаться вперёд, достиг самого пика – золотой олимпийской медали в самой престижной гонке на 50 километров (Олимпиада в Сочи, 2014), потом его лишили этой медали, подозревая в допинге из-за царапины на пробирке, лишили чемпионского звания, запретили выступать на Олимпийских играх в Корее в 2018, а после завершения этих игр признали, что он был не виновен, и, получается, просто так человек не мог выступать на официальных стартах, его лишили цели, ради которой стоило бы тренироваться.

Яна: Я хочу добавить, что в спектакле мы не будем говорить о причинах этих событий, о политике. Нам это не интересно. Это случилось и это факт. Мы хотим рассказать именно про самого человека, про то, что он испытал, что почувствовал. И про то, что он стал ещё сильнее после всего этого кошмара. Он добился правды, добился того, что восстановили его чемпионство, его награды и его честное имя. И сейчас он также уважаем и любим. Важно показать, что это за человек, которого на самом деле не сломить, а не что, почему и как это произошло.

Александр знает про ваш проект?

Яна: Знает! Мы с ним связались. Он удивился, поразился, восхитился. Не сможет, к сожалению, приехать 15 мая, он будет в отъезде, но обещал приехать на следующий показ. Мы играем 8 июня, там же на площадке «Скороход» и Александр обещал быть.

В процессе подготовки к спектаклю вы непосредственно общались с Александром, выясняли какие-то моменты?

Яна: Нет. Изначально это было посвящение всем лыжникам, даже не только лыжникам, а биатлонистам, бобслеистам, всем тем, кто не поехал в Корею, всем тем, кто по непонятным причинам пропускает старты, именно в поддержку этих спортсменов. Это был такой собирательный образ того, что происходит в большом спорте сейчас. А потом мы стали постепенно понимать, что наш спектакль начал раскалываться на множество судеб, историй, которые все разные, трудные, сложные, каждая по-своему. И становится трудной их реализация на сцене для нас и для восприятия зрителю. Потому что воспринимать чисто тело, чисто пластику, да ещё и вычитывать абсолютно разные истории слишком трудно. И мы решили, что нам нужен один человек, одна судьба, чтобы рассказать эту историю на его примере. Выбрали Легкова, и, когда уже создавали спектакль по его биографии, у нас были идеи, как мы будем делать финал, но история продолжала развиваться параллельно вместе с развитием нашего спектакля, и мы уже подстраивались под происходящее.

Дмитрий: Мы уже сделали половину спектакля, и Александр Легков заявляет, что он завершает спортивную карьеру. Это произошло несколько недель назад, т.е. ситуация разрешилась, его лишение стартов и невозможность выступать всё таки сыграли свою роль, и он принял такое решение.

И это событие тоже находит отражение в вашем спектакле?

Дмитрий: Да, мы как раз добавили финальную сцену.

Яна: У нас был абсолютно открытый финал, хотелось задать немой вопрос – что дальше? Потому что этот вопрос буквально висел в воздухе – что дальше? что будет с этим человеком? А теперь вроде как ответ появился сам собой, в жизни.

 

Однако у вас получается драматичный финал.

Яна: На самом деле, нет. Почему? Человек добился своей мечты, добился своей цели. Он получил золотую олимпийскую медаль. Да, конечно, было бы прекрасно, если бы он дальше тренировался, дальше выступал, завоёвывал призовые места. Это было бы потрясающе, но вот сложилось так. И сейчас мы просто радуемся, что удалось обойти эту жуткую ситуацию, удалось преодолеть, удалось вернуть всё своё и выйти чистым. На самом деле, это очень важно. Ему 35 лет, для спортсменов это уже тот возраст, когда многие принимают решение завершить карьеру. И он все сделал правильно.

Дмитрий: А в лыжных гонках на Олимпиаде в Корее побеждали молодые ребята, которым 20-21 год, для которых Саша Легков – герой. Они даже рассказывали в интервью, что боялись ехать с ним на сборы, потому что это человек-машина, и столько, сколько физически работал он, они не могли работать, а теперь они сами олимпийские призёры и посвящают свои победы ему и другим своим коллегам, друзьям, которых не допустили до участия в Олимпиаде.

Как подбиралась ваша команда?

Яна: Был кастинг. Мы сразу поняли, что не хотим драматических артистов, хотим именно танцоров, потому что они не играют, не переигрывают.

Дмитрий: У них нет такого понятия, как нужно «правильно» сыграть конкретную ситуацию. Танцоры привыкли телом выражать все эмоции, у актёров это идёт от лица, от текста, а тело уже второстепенно. Не у каждого актёра выразительное тело, скажем так.

Грубо говоря, любые ребята, которые могут, умеют и хотят танцевать могли прийти к вам на кастинг?

Яна: Они приходили, присылали заявки. Мы практически никому не отказывали, всех приглашали. К нам приходили девочки, которые танцевали совершенно в других стилях. Мы заявляли хип-хоп, джаз-фанк, а к нам приходили с балетом, спортивные гимнастки, девочки, которые танцуют на пилоне. Нам всё равно было интересно с ними познакомиться, пообщаться, если они хотят, почему нет. А выбирали уже тех, кто подходил на роли.

Дмитрий: Да, выбирали уже по типажам. У нас были конкретные представления, какими должны быть герои. Самым сложным оказалось найти Тренера и героинь. Девочек было очень много, а ролей в спектакле всего две. Пришло более сорока девочек, из которых нужно было выбрать двух. Очень сложно было! С парнями было попроще, но мы искали абсолютно разные типажи. Нам нравится, когда в спектакле запоминается каждый актёр. Мы искали максимально разных людей.

Яна: Разных по внешности, по характеру, даже по национальности.

Поскольку Яна имеет непосредственное отношение к лыжным гонкам, а Дмитрий – к танцам, этот опыт помогал в создании истории или наоборот мешал? Например, идёт какая-то сцена, и Яна говорит: «Ненене, не может таких эмоций быть в лыжах».

Дмитрий: Если мы делаем сцены, в которых у нас есть лыжная имитация, какое-то решение лыж через пластику, мы всегда консультируемся с Яной, и она, например, поправляет, как должны стоять ноги, чтобы не было к чему придраться. Надеюсь, лыжники, которые придут на спектакль, останутся довольны.(смеётся)

Яна: А что касается танцев, Дима, не только режиссер, но и хореограф. Поскольку весь спектакль это сочетание пластического театра и танца, в нём режиссура и хореография очень тесно переплетаются, и димин танцевальный опыт на все сто помогает.

 

Не мешает ли вам то, что больше внимания уделяется танцевальной составляющей и может при этом потеряться какое-то режиссерское видение?

Дмитрий: Есть определённые сложности. Ребята иногда говорят: «Мы хотим ещё больше танцев», — а мне хочется понять смысл – этой сценой мы всё сделали, что должно было быть, что хотел я заложить, всё ли мы сказали, всё ли поймёт зритель? Может необязательно должно быть столько танцев, может здесь нужно постоять или что-то другое сделать? Нелегко найти грань, но мы стараемся. Вначале было тяжело, сейчас уже легче (улыбается).

С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе подготовки спектакля?

Яна: Со стороны организации самая большая трудность в том, что ребята невероятно заняты в разных проектах, танцуют в разных командах, у них бывают фестивали, выступления со своими командами, сольные выступления и соединить их время для репетиций, чтобы были все, это что-то невероятное…. Поэтому репетируем ночью.

Ребята не против?

Яна: Они и предложили (смеётся)

Дмитрий: Трудность состоит в том, что ты придумываешь в голове картинку, а когда воспроизводишь её на сцене с помощью артистов, она не всегда соответствует ожиданиям

Яна: Есть ещё такой момент, наши ребята – танцоры, и это плюс, мы таких и искали. Но они привыкли танцевать: с момента, как они выходят на сцену, и до того, как уходят с неё, они танцуют не останавливаясь. А в спектакле у нас есть паузы, мы хотим, чтобы герои просто прошлись или вообще стояли замерев. Эти сцены тоже нужно развивать, репетировать. Иногда на это уходило около часа, и ребята не понимали, что они делают целый час, почему всё ещё ходят, а не танцуют. Потребовалось время, чтобы они приняли наши правила игры.

Почему вы решили добавить к танцам вокальную составляющую?

Дмитрий: Конечно, для усиления эмоционального эффекта. На кастинге была забавная история, когда мы сказали танцорам, что будет живой вокал, они ответили «ну, да, хорошо, какой-то концепт у вас есть». Мы начинаем танцевать какую-то хореографию, а на кастинге присутствовала наша вокалистка, и вдруг она встаёт и начинает петь, все просто останавливаются и начинают слушать, и потом, подготовившись, что надо под это танцевать, уже совершенно по-другому работают. Ребята визуально воплощают историю, а наша певица Ри Виноградова эмоционально усиливает звуковую составляющую. Были моменты, когда мы с ней отбирали музыкальный материал, и я говорил: «Что-то мне не нравится, как эта песня звучит. Не знаю, куда её вставить» — она включала минус и начинала её петь, и у меня всё прояснялось: «Всё я понял, куда её вставить». Это к вопросу о том, нужен ли живой вокал.

 

 

 

Ри тоже будет на сцене?

Дмитрий: Да, конечно. Она тоже будет на сцене. Будет взаимодействовать с ребятами.

Яна: Это полноценный персонаж в спектакле. Внутренний голос героя, который не даёт опустить руки.

Сейчас много молодых режиссеров, пытающихся сделать что-то своё. Как вам кажется, какими качествами должны обладать молодые творческие люди, которые хотят создать качественное представление?

Дмитрий: Фантазией, стопроцентно. (улыбается) Режиссер должен чётко понимать, что именно он хочет сказать.

Яна: Первое, — чувствовать, что происходит именно сейчас. Быть актуальными. Сейчас появляются темы, о которых раньше и помыслить не могли. Второе – команда, режиссер – это человек, который должен объединить нужных ему людей, с которыми ему будет легко работать, руководить ими, но при этом и уметь подстраиваться под каждого.

Чего вы ждёте от вашего спектакля?

Дмитрий: Хочется, чтобы зрители поняли, о чём спектакль. Чтобы он отложился в памяти. Чтобы на следующий день они проснулись с мыслью «да, спектакль был сильный вчера».

Яна: Спектакль-мотивация, это не наша самоцель, но, конечно, хочется, чтобы у зрителей после просмотра появилось желание действовать. Не обязательно в спорте, нет, каждому в своей сфере, но обязательно действовать.

Беседовала Екатерина Чугунова

Фото: Диана Боронбекова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.