Фёдор Осипов: «Оперетта популярна в узких кругах, мюзикл — это более массовая культура»

федор осиповВ конце августа Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии на полтора месяца вернул в свой репертуар любимца театральной публики — мюзикл «Бал Вампиров». Помимо исполнителей, принимавших участие в первоначальной постановке, в спектакль влилась и свежая кровь. Одним из новобранцев стал солист театра — Фёдор Осипов, исполняющий в этом сезоне роль Графа фон Кролока. MuseCube побеседовал с артистом о вампирах, армии, оперетте и съемках в кино, а также выяснил, чем бывают полезны видеоигры.

MuseCube: Фёдор, расскажите, как оказались в музыкальном театре – поёте с детства?
Фёдор Осипов: В музыку привела необходимость. У меня семья неполная. Мама работала, и единственная ближайшая школа в Воронеже, в которую можно было отдать ребенка на весь день, была как раз с музыкальным уклоном. До обеда были общеобразовательные предметы, а после — музыкальные. Маме это было очень удобно. Это потом уже выяснилось, что у меня, оказывается, и талант есть.

MuseCube: В институте решили также не сворачивать в другое направление?
Фёдор Осипов: Когда человек начинает заниматься музыкой, то он при выходе из музыкальной школы имеет довольно узкую специализацию. Физика, химия, биология для меня были скучны. При этом музыка — отчасти математика. Но математика с душой, где возможно творчество. В математике, дважды два всегда четыре, а тут дважды два может быть и восемь и десять, как сам сделаешь – всегда есть место интерпретации. Для меня такая математика была и есть намного ближе, чем сухие цифры и факты. После школы я шёл не в театральный вуз, а просто в музыку. По образованию я дирижер-хоровик, и в профессии изначально — музыкант. Никогда бы не подумал, что буду в театре служить.

MuseCube: Как в оперу попали?

Фёдор Осипов: В Воронежский театр оперы и балета я попал случайно. Долгое время работал в Кафедральном соборе, где со мной пели ребята из театра. Они мне предложили прийти на прослушивание в театральный хор. Я пришел и проработал там год, а на следующий сезон меня уже перевели в солисты. А начал с партии Вакулы в опере Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

MuseCube: Как Вам работа в Соборе?

Фёдор Осипов: В Соборе я пел семь лет. Это была такая же работа, как любая другая. Церковное хоровое пение — это академизм. Для церкви писали Рахманинов, Чайковский, Бортнянский и другие. Это все классики. Оперный вокал отличается от хорового только тем, что там больше тембра нужно дать, а в хоре — меньше. Хор — это единый организм, в котором выделяться нельзя. Тогда мне было ближе именно хоровое пение.

MuseCube: Помимо этого Вы ещё в военном ансамбле успели поработать.

Фёдор Осипов: Верно, в Москве в Ансамбле песни и пляски им. А.В. Александрова. В то время нужно было решать как-то дела с армией, потому что службу никто не отменял. Так, год я пропел в ансамбле, а потом выяснилось, что армии я вроде как и не нужен, и тогда я со спокойной душой вернулся в Воронежский театр. В ансамбле-то как раз была математика, механика – творчества там намного меньше.

MuseCube: Наверняка и отдача другая.
Фёдор Осипов: Конечно, отдача совсем другая, и обмен энергией со зрителем совсем иной. Но через некоторое время я всё же понадобился вооруженным силам. Я подумал, что ни разу не был в Петербурге, нашел ансамбль в Ленинградской области, съездил на прослушивание, и меня, правда, после небольшого срока службы в мотострелковой части под Псковом взяли. Так я попал в Петербург.

MuseCube: В Театре музыкальной комедии как очутились?
Фёдор Осипов: В музкомедии работала знакомая концертмейстер, она меня и позвала на прослушивание. Помню, как я всеми правдами и неправдами отпрашивался на час в увольнение. До сих пор не знаю, как меня отпустили тогда! Но я каким-то чудом приехал, и меня взяли на работу. За что я очень благодарен всем, кто поверил в меня и помог в этом! Так вот решил посмотреть другой город, и жизнь круто изменилась.

MuseCube: Как Вам работается в жанре оперетты и мюзикла?

Фёдор Осипов: Прекрасно. Сейчас, поработав в разных местах, могу сказать, что я считаю театр оперетты и музыкальной комедии самым сложным и самым многогранным. В драме мне не хватает музыки, в опере — драматической составляющей, в балете — слова. В жанре оперетты и мюзикла интереснее работать. Мы универсальные артисты, может быть, не всё умеем делать идеально, но всё в комплексе.

MuseCube: Петербург стал вторым домом?
Фёдор Осипов: Наверное, стал, я же здесь живу, здесь работаю. Родным городом — не знаю. Дом для меня всегда — Воронеж, там я провёл, пока что, большую часть своей жизни, да и климат там намного приятнее, чем в Петербурге (смеется). Я очень теплолюбивый.

MuseCube: Как думаете, почему сегодня оперетта не так популярна, как мюзикл?
Фёдор Осипов: Она популярна, но в узких кругах.Мюзикл — это более массовая культура, в нём отражены реалии современного общества. Оперетта писалась на злобу дня в 19 веке, про то общество, про те нравы, про те проблемы, которые сегодня не близки зрителю. Есть, конечно, те, которые всегда «в моде» – «Страна улыбок» Ф. Легара, например. Мюзикл же, наоборот, очень современен. Даже драйв несколько другой. У меня ощущение такое, что в оперетте я говорю со всеми зрителями сразу, а в мюзикле – с каждым по отдельности — точечное воздействие, более личное.

MuseCube: Когда первый раз «Бал» ставили, Вы уже были в Петербурге?
Фёдор Осипов: Я пришел в театр в ноябре 2011 года, спектакль уже шел.

MuseCube: Смотрели?

Фёдор Осипов: Смотрел один раз, помню, что стоял, мест не было, как и сейчас. Конечно, понравилось очень.

MuseCube: Тогда не возникло желание попробовать?
Фёдор Осипов: Музыкальный руководитель проекта Алексей Валерьевич Нефедов предлагал прийти на кастинг, но я не пошёл. Не готов был в то время, по моим ощущениям. Силы в себе почувствовал, понял, что могу это сделать только в этом году. Изначально я пришёл пробоваться на роль Герберта. Но режиссер Корнелиус Балтус попросил попробовать исполнить партию Кролока. Для меня был шок. За ночь я выучил «Жажду» и дуэт с Сарой, адреналин, конечно, зашкаливал в те дни.

MuseCube: Как работалось с режиссёром Корнелиусом Балтусом?

Фёдор Осипов: Отлично. Он чётко понимает, что хочет, и чётко ставит задачу. Крайне дипломатичный человек, никогда не позволяет себе ничего лишнего. Рабочая обстановка была очень комфортная. Он мне сильно помог в создании того, образа, который представляю зрителю. С нами, кстати, артистами второго состава, он плотно работал неделю, потом переключился на основной, но при первой же возможности вызывал нас на сцену, чтобы отрепетировать то ли иное действие.

MuseCube: Труппа «Бала» приняла хорошо?

Фёдор Осипов: Команда мюзикла подобралась очень хорошая. Все поддерживали и помогали в процессе репетиций. Ведь новому человеку тяжело вводиться в постановку, здесь без помощи никак. Когда все с нуля начинают, это один разговор, а когда ты один — новенький, это другое совсем. Круто, что есть люди, которые поддерживают новичков. Очень комфортно со всеми работать, мне нравится.

MuseCube: Как отношения с клыками складывались?
Фёдор Осипов: Отлично, как родные уже (смеется). Я с ними материал учил. Изначально попросил, чтобы мне их первому из новичков сделали. Так что времени привыкнуть было достаточно.

MuseCube: Кролок по духу близок?
Фёдор Осипов: Мне все мои персонажи близки. В любом случае, со временем, когда делаешь образ, ты его себе присваиваешь. Артист, мне кажется, все эмоции персонажа пропускает через себя, через свои переживания. Может быть, у каких-то великих мастеров, как у Олега Басилашвили, получается воспроизвести эмоции чужого человека, не знаю. У меня это всё через собственный опыт проходит. Я же не могу о вкусе ананаса говорить, если ни разу его не пробовал!

MuseCube: Как Вам такой финал в мюзикле, когда зло побеждает?
Фёдор Осипов: Я считаю, что в таком финале содержится определенное послание. Буквально нельзя всё воспринимать, но то, что стоит задуматься, к чему мы идем, чем подобное поведение может кончиться, это конечно. Такой финал заставляет оценить обыденность по-другому. Люди выходят на улицу и радуются, что небо голубое и солнышко светит, а всё плохое осталось там, за дверью. Нужно ценить каждый момент в жизни.

MuseCube: Перед премьерой в «Бале» волновались? Читали ли то, что пишут в интернете?
Фёдор Осипов: Читал, да.И в том, что касается волнения, конечно, волновался. Спектакль долгожданный, такой ажиотаж – все билеты разобраны, интернет бурлит, все в предвкушении. Но знаете, если выходить на сцену и постоянно думать что о тебе говорят, то лучше вообще уйти из публичной профессии. Всегда будут люди, которые недовольны. В этом специфика работы артиста, нужно это просто принять.

MuseCube: Вас уже начали встречать у служебного входа? Наверняка уже стали дарить подарки… Преподнесли что-нибудь оригинальное?

Фёдор Осипов: Всё, что дарят –получать безумно приятно. Но даже если просто приходят и говорят какие-то добрые слова, значит, что я правильно делаю свою работу, значит все не зря. Энергия возвращается. После каждого спектакля я чувствуя себя опустошённым, а тут из театра выходишь, люди подходят, и заряжаешься от них положительными эмоциями.

MuseCube: «Бал Вампиров» — Ваш первый мюзикл, ещё хотели бы в этом жанре поработать?
Фёдор Осипов: Да, конечно, это очень интересно. В жизни меня всегда подталкивает интерес к неизведанному и возможность испытать свои силы. Я только открыл для себя этот жанр. Получилось ли у меня? В любом артисте должен сидеть критик, который будет говорить, что не так. Я сам себе — лучший критик. Не всегда сам себе доверяю, но хуже себя самого, меня никто не обругает, это точно.

MuseCube: У Вас в октябре премьера, оперетта «Орфей в Аду» Жака Оффенбаха, так?

Фёдор Осипов: Точно. Но всех тайн пока раскрывать не буду. Точно могу сказать, что это не будет оперетта в привычном понимании этого слова. Ведь она была написана в 19 веке. И если ставить этот материал сегодня в чистом виде, он мало кому будет интересен. Так что ждите сюрприз (улыбается).

MuseCube: Чем занимаетесь в свободное от театра время, если оно, конечно, остается?

Фёдор Осипов: Когда нужно разгрузить голову, могу в видеоигры поиграть немного, кино посмотреть, почитать. Но почитать, опять же, что-то лёгкое, беллетристику, детективы – сложностей и проблем в жизни хватает. Под настроение классику могу перечитать.

MuseCube: Какую музыку слушаете?
Фёдор Осипов: Всё подряд, я «всеядный», разве что рэп и попсу не воспринимаю. Из любимых –Scorpions, Фрэнк Синатра, The Rasmus, Linkin Park, могу послушать ДДТ и Чижа, ну и классика, естественно. На чём-то одном зацикливаться скучно.

MuseCube: На музыкальных инструментах играете?

Фёдор Осипов: Музыкальную школу я окончил как баянист, также играл на фортепиано, на гитаре. Но практики уже очень давно не было. У музыканта пальцы постоянно должны быть в тонусе, так что даже не знаю, как бы я сейчас сыграл.

MuseCube: В кино нет желания поработать?
Фёдор Осипов: Не так давно я снимался в сериале «Тайны следствия». У меня была эпизодическая роль. Мы играли в одной серии с Ростиславом Колпаковым. Она выйдет в новом сезоне. Самому интересно посмотреть, что вышло. Это был мой первый шаг в кино.

MuseCube: Как Вам такой опыт?
Фёдор Осипов: Для меня это было несколько странно. Где-то я прочёл замечательную фразу на этот счет: «Игра в театре и в кино сродни хождению по канату, только в кино этот канат лежит на полу, а в театре он натянут на высоте пятиэтажного дома». В кино есть возможность переиграть, переснять. В кино есть крупный план, который многое говорит. В театре мы энергетикой добираем. В кино не нужны такие эмоции, которые даешь в театре, всё нужно делать проще, более бытово что ли. Но в качестве опыта очень интересно.

MuseCube: Есть ли в планах сольный концерт?
Фёдор Осипов: Я думал об этом. Точно не в ближайшее время. Ведь для сольного выступления надо очень серьезно готовиться, выкраивать свободные часы на репетиции и подборку репертуара.

Беседовала Яна Квятковская, специально для MUSECUBE
В интервью использованы фотографии, предоставленные пресс-службой театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.