Портал TopHit.ru, без сомнения, является лидером на российском рынке в области дистрибуции песен на радио. Мы встретились с генеральным директором этого сервиса Павлом Балашовым и поговорили о ситуации в российском шоу – бизнесе, значении радиостанций на современном рынке, стриминговом вещании и прочих, не менее важных для артистов и слушателей, вещах.

– Расскажи о концепции вашего портала и о правилах пользования. balashov2

– Портал TopHit.ru – это инструмент, которым должен пользоваться каждый артист. Он позволяет в короткое время показать своё творчество огромному количеству музыкальных редакторов радиостанций на территории России, Украины и не только – у нас есть партнёры в странах Балтии, есть несколько русскоговорящих станций в США, Канаде, на Кипре. Работает это достаточно просто: артист или правообладатель загружает свой трек, который попадает на тестирование. В тестировании принимают участие музыкальные редактора. Это важно потому, что в дальнейшем эти же редакторы будут принимать решение брать трек в ротацию или нет. Поэтому не учитываются голоса обычных людей, которые просто пришли на сайт и проголосовали за своего любимого артиста, а только профессионалов, у которых есть логин и аккаунт от своей радиостанции. Это делается для того, чтобы на начальном этапе понять насколько интересен трек и интересен ли вообще. Если тестирование отрицательное или просто плохое, то мы сами не рекомендуем размещать данный трек. Результат от этого будет минимальный. А на стадии тестирования как раз можно выявить «радийная» ли песня, если большинство музыкальных редакторов протестировала хорошо. При очень положительном тесте мы помечаем трек зелёной полосой, зрительно выделяя песню, что сразу говорит о высоких оценках другим музредакторам. Некоторые спрашивают: «Как купить эту полосочку?». Ответ: никак! Они честно ставятся при хорошем тестировании.

Что ещё даёт портал? Я хочу сказать всем заинтересованным людям: TopHit – это лишь один из инструментов вывода трека, артиста на рынок. Проводя аналогию: наш портал – это молоток. Без молотка можно дом построить? Конечно. Можно! Например, можно забивать гвозди кирпичом, но это жутко неудобно. А с молотком будет быстрее. Так и с TopHit – сотрудничество с нами помогает быстрее добиться успеха в шоу – бизнесе. Но, повторюсь, это только один из инструментов. И если пользоваться только нашим порталом, то результат будет минимален. Поэтому всем артистам мы рекомендуем применять некоторые правила в совокупности: разместить трек на TopHit с хорошими тестами и пониманием, что он подходит для радиоэфира и можно дальше вкладывать в него силы и средства; параллельно проводить работу в соцсетях, на личных страничках артиста; идти и знакомиться с московскими радиостанциями – как ни странно, но Москва до сих пор любит, чтобы к ним лично приходили артисты, директора и продюсеры, предлагали, показывали, просили, предпринимали всяческие ухищрения…

Что дальше? Если трек хорошо протестировался, он размещается на 5 недель в раздел «Горячие треки» и становится доступным всей нашей базе, а это более 500 радиостанций. Они прослушивают короткую демо – версию в закрытой зоне и, если музред понимает, что эта песня походит для эфира на его станции, скачивает песню, ставит в эфир. В течении 5 недель артист получает детализированный отчёт по ротации трека, который приходит дистанционно на его аккаунт, ему доступна вся история. Артист видит название радиостанции, города вещания, какое количество эфиров было по плей-листам и по заявкам слушателй. То есть, сразу видно, где, когда и сколько ротируется песня. По истечении 5 недель трек помещается в базу («Остывшие треки»), где он остаётся открытым для наших партнёров навсегда. Условно говоря: 12 лет назад размещались первые треки и они до сих пор доступны музредам, удобно структурированы. Если, например, редакторы нужны песни про Новый год, он заходит в этот раздел, кликает на знак «ёлочка» и получает все новогодние песни, появлявшиеся у нас за все 12 лет. Вообще, у редакторов расширенный интерфейс и они могут отсортировать треки по вокалу, языку исполнения, по времени года («снежинка» – зима, «солнышка» – песни про лето и т.д.) и так далее. Даже есть кинематографическая хлопушка и, если редактору нужен какой нибудь саундтрек, то он легко его найдёт.

Для музыкальных редакторов очень удобно пользоваться нашим порталам. У них в нашем лице есть полностью структурированная база в WAVE – формате (студийном, чистом и несжатом), с полными выходными данными о треке (авторы, копирайт, паблишинг), а редакторам в дальнейшем придётся отчитываться в РАО по этим трекам. Поэтому список наших партнёров постоянно увеличивается. И список правообладателей тоже. Нашим порталом пользуются все известные артисты, все топовые продюсерские центры. За 12 лет существования наша репутация только растёт.

Помимо этого, на основе данных, которые нам присылают наши партнёры – радиостанции, мы делаем еженедельные чарты. Они тоже хорошо структурированы по Москве, Санкт – Петербургу, Киеву, а так – же по России и Украине. Из чартов мы видим всю картину востребованности и популярности того или иного трека. Там можно проследить все взлёты и падения, как долго был в ротации трек и т.д. Для каждого артиста очень волнительно, когда он видит в наших опубликованных чартах подтверждение своего успеха. Или наоборот. Поэтому многие ждут каждую среду наши чарты.

– Объёмный ответ. Давай немного резюмируем: TopHit всё – таки является узко специализированным ресурсом, адресно рассчитанным на радиостанции и музыкальные телеканалы?

– Да. Сектор достаточно узкий. У нас есть 4 категории пользователей: артисты, диджеи, радиостанции и телеканалы. Наш проект «заточен» на профессиональную аудиторию. Мы не очень интересны широкой массе пользователей. У нас нельзя, например, скачать понравившийся трек рядовому слушателю. Повторюсь: мы инструмент, который позволяет показать и получить быстрый feedback от своего творчества. Конечно, имея какие – то человеческие ресурсы, можно обежать московские радиостанции и показать свои песни (а для артистов, не базирующихся не в Москве, и это проблематично). Разослать на все станции страны и окрестностей – физически невозможно.

К тому же, обычно e-mail музыкального редактора станции или закрыт, или его никто не смотрит из за перегруженности, не в человеческих возможностях осилить эти потоки творчества.

– Если брать рядового слушателя, то TopHit интересен только для музыкальных фанатов, которые могут ознакомиться с новыми песнями?

– Для них это безусловно интересно. Скажу больше, есть сильные фанатские коллективы, например, Димы Билана или Сергея Лазарева. Не знаю уж какими трудами им это даётся, но на тестировании (а на тестах не пишется имя артиста и название песни, там только номер, названия можно узнать только прослушав демо), тут же во всех группах поклонниках появляются объявления: «Ребята, на тестировании новая песня, номер такой – то, давайте поддержим!» и в эти дни мы наблюдаем значительное увеличение трафика, количество посещений увеличивается раз в 100.

– То есть, понимающий музыкальный редактор всё – таки будет смотреть результаты тестирования слушателями, чтобы понять, что именно понравилось обывателю? Конечно, это скорее в помощь.bakashov1

– Да, в помощь и, конечно – же, не является конечным фактором при принятии решений для музредов. К сожалению, очень мало кто из них обращает внимание на то, как тестирует треки конечная аудитория. Редакторы больше опираются на свой вкус, свои знания, формат станции и множество других факторов.

К этой же теме: в этом году мы запустили новый чарт с YouTube и Google Russia. При чём, мы первые в России, кому YouTube начал давать внутренние данные. Еженедельно мы публикуем чарт по наиболее просматриваемым клипам на территории России. Когда мы начали его публиковать, я думал, что это будет хорошее подспорье для музыкальных редакторов – еженедельно видеть аудиторию по просмотру клипов и понимать, что вот это артиста посмотрело в интернете полмиллиона человек. Я подумал, что это хороший аргумент для станций, ставить ли трек в эфир. Это же логично! Ведь если аудитория хорошо откликается на песню в сети, то, скорее всего, и в радиоэфире будет та же картина. Но, к сожалению, мы не наблюдаем эту историю. По ряду причин. Например, у артиста может быть очень красивое видео, которое просто завораживает. Или вопиющее, которое мгновенно расходится по соцсетям. А песня при этом не «радийная». Яркий пример: группа «Ленинград». Клипы они выпускают одновременно с треком, сразу же попадают в десятку нашего Youtube – чарта, но песни Сергея Шнурова не «радийные» по понятным причинам.

– Получается, что артисты и продюсеры благодаря вам могут отслеживать различную аудиторию разных контентов? Не секрет, что аудитория радио и ТВ не совсем та же, что в интернете. Стало быть, они имеют возможность сравнивать и строить свои промо – стратегии.

– Когда трек тестируется, мы ждём оценки 20 радиостанций. Этого количества хватает, чтобы сложилось понимание, «радийный» трек или нет. В том случае, если музреды не оценили, но мы видим очень хорошую реакцию конечной аудитории, то мы сами рекомендуем артистам: «Ребят, этот трек не очень хорош для радио, но вам есть смысл вложить силы и средства для продвижения в интернете». Тестирование – в своём роде, исключительный инструмент, дающий понимание дальнейшего продвижения трека: всё таки ставить его на радио, раскручивать в интернете, снимать хороший клип… Или отказаться от всего этого и перейти к промо другого трека! Даже у топовых артистов в альбоме обычно 1 – 2 трека, которые стоит раскручивать, а весь альбом всё равно никто и никогда не поставит на радио. Для некоторых тестирование – возможность на стадии даже демо – записей определиться, как поступать дальше. А чарты – показатель правильности или неправильности выбранного направления.

Я недавно узнал, что чартами пользуются даже концертные агентства, организаторы корпоративов, клубные промоутеры. Например, они берут Топ – 10 российских артистов за месяц и если этот артист в «десятке» или даже в «тридцадке», то с этим артистом есть смысл договариваться о выступлениях. Значит, он раскручен на радио и огромная вероятность, что аудитория придёт к нему на концерт.

В общем-то, все пользуются по – разному нашим порталом.

– Для широкой публики: расскажи немного об истории портала Tophit.

– Нам 12 лет. У истоков проекта стояли два человека – Вадим Ботнарюк и Игорь Краев. Все начиналось в «АРС – рекордс» . Они занимались, если так можно выразиться, дистрибуцией треков на радио. Тогда это было аскетично: песни записывались на компакт – диски и отсылались поездами и по почте на радиостанции. В дальнейшем было проблемно получить понимание: всё- таки ротируется этот трек где нибудь в регионах или нет. Тогда существовало подзабытое ныне устройство под названием «факс». Им пользовались некоторые радиостаниции и присылали факсимиле. Вот тогда и зародился TopHit как дистрибуция. Игорь и Вадим вышли из «АРСа» и создали свой портал. Тогда же и появилась эта система: станции дистанционно он-лайн заходили на портал и скачивали те песни, которые нужны были им для эфира. И так – же дистанционно отчитывались. Многие артисты тогда начали пользоваться TopHit из за удобства: они видели локализацию, где и на каких станциях их треки стоят в эфире. Это помогало им выбирать регионы, куда нужно ехать с гастролями. Они видели название радиостанций, которые активней всего использовали их музыку и, скорее всего, договаривались об инфо – поддержке концертов. Так всё началось и всё нарастает, нарастает и нарастает.

– Расскажи о себе.

– Я пришёл в проект в качестве менеджера по работе с артистами в 2008 году. В мои обязанности входили контакты с исполнителями и лейблами, сбор музыкальной статистики московских, питерских и киевских радиостанций. С 2010 года продюсировал программу Top Hit Chart для нескольких десятков радиостанций и телеканала МУЗ – ТВ. Теперь около года я являюсь генеральным директором портала.

– Давай поговорим подробней о вашем чарте.

– Лет пять назад мы стали выпускать видео – версию на канале Муз – ТВ. Он просуществовал 4 года, что очень долго для подобного телепроекта (обычно они живут год, потом рейтинги падают). Изначально ведущим был Митя Фомин. Затем к нему присоединилась Нюша. На данный момент существует радио – версия. Она идёт на 50 региональных станциях. Ведёт её Тимур Родригез. Аудитория растёт, количество станций увеличивается и мы развиваемся в этом направлении.

– Мы с тобой до интервью говорили о том, что западный рынок для диджеев более лоялен, нежели отечественный. Тем не менее, ваш портал поддерживает музыкантов этого направления.

– Несколько лет назад я занялся разработкой направления диджеев. Мы начали поддерживать молодых, очень успешных, талантливых диджеев. Мы не стали брать с них деньги. При хорошем тестировании мы размещаем их треки бесплатно.

Я считаю, что за такой музыкой будущее. Всем известно, что зарубежные диджеи получают огромные гонорары, в них вкладывают большие деньги потому, что они делают хорошую музыку и она крайне положительно принимается конечной аудиторией. У нас очень много прекрасных музыкантов, диджеев. К сожалению, выход такой музыки к слушателю на территории России очень мал. Например, в Москве всего 2-3 станции, которые ротируют эту музыку. Но 80% эфира у них занято зарубежными артистами. Оно и понятно – станциям удобнее брать треки раскрученного артиста и сразу получать положительный feedback. Но наши ребята тоже прорываются. Западный рынок более открыт. Поэтому мы, помимо размещения у нас, предлагаем молодым диджеям дистрибуцию на более чем 400 цифровых площадках США, Европы. Надеюсь, что это принесёт свои плоды. Потому что, к сожалению, мы видим, что молодёжь всё меньше слушает радио. Например, для моего поколения Дмитрий Маликов – звезда, а для тех, кто моложе, этот замечательный артист не так интересен. То, что мы сейчас слышим на радио, зачастую отталкивает молодое поколение. Они хотят слушать то, что им интересно, а не то, что им навязывает формат той или иной станции. Клубная индустрия влияет на молодёжь в большой степени. То, что делают диджеи, и сейчас актуально, а в будущем, я надеюсь, станет ещё более востребованным.

– Ты человек не новый в радиобизнесе и в медийных технологиях. Стало появляться огромное количество интернет – станций. Как ты оцениваешь их уровень и перспективы? Это интересная тема вообще или, в случае нашей страны, пока всё ещё очень местечково?

– Это интересная тема. Есть интернет станции, которые существуют уже давно. Такие, как «101.ru», например. Сейчас есть «Яндекс – музыка», ещё какие – то. Народ начинает массово уходить в интернет. Думаю, что за этим будущее. Проблема нынешних, доступных в России стриминговых сервисов в том, что они не очень интересны и не имеют большой аудитории. Западные аналоги, типа «Pandora», побеждают радио по аудитории или находятся наравне. У нас нет таких таких проектов потому, что никто не создал удобного и понятного для конечной аудитории интерфейса. Такого, чтобы человек одним кликом получал всё, что хочет. У нас всё очень нагромождено, неудобно, хаотично. Проблема наших производителей стриминговых сервисов в том, что они, как в огромную свалку, набивают запредельно огромное количество треков, не пытаясь их как упорядочить. Для аудитории не нужно такое количество песен, ей нужен сепарированный контент, схожий с радио – там звучит не более 100 треков, новых 2 – 3 в неделю (и то это очень много). Это говорит о том, что если мне нравится группа «Винтаж», то я, как среднестатистический слушатель, знаю всего 3 или 4 трека группы «Винтаж». Я не знаю все альбомы и мне не нужно их знать. Я люблю хитовые треки и именно их и нужно давать пользователю. Поэтому в том виде стриминговые сервисы, которые сейчас существуют, не имеют большой аудитории и массового спроса именно из за неудобства пользования. Но я считаю, что за этим будущее, потому что программирование, существующее на радиостанциях, просто отталкивает молодёжь. Все уже привыкли получать то, что хотят. Если они включат некую волну и услышат песню, которая им не нравится, никто не будет ждать следующего трека. Или переключит на другую станцию, или включит свою флешку, или будет слушать свой плей-лист в ВК. Я уверен, что за стримингом будущее. Не завтра, но всё к этому идёт.

– То есть, наступит время, когда гастролеобразующим ресурсом станет интернет, а не радиостанции?

– Безусловно. На данный момент на территории США уже существуют стриминговые сервисы, еженедельная аудитория которых равно аудитории трёх ведущих московских вещателей, таких как «Европа +», «Love Radio» и «Energy». Это говорит о том, что стриминг может собирать большую аудиторию, чем FM- волны. Если подобные сервисы появятся у нас, то они всерьёз подвинут радио. Опять же, меняется модель потребления музыки. Несколько лет назад это были кассеты. Затем появились более удобные диски и вытеснили кассеты с рынка. Потом – флеш носители, которые были ещё удобнее и практически убрали CD. Думаю, что будущее – это «облака», интернет, новые технологии. Когда пользователь, вне зависимости своего местоположения, имеет доступ к любимой музыке и получает то, что ему нужно. Радио будет жить, но не с той аудиторией, как сейчас. Пару десятков лет назад не было FM, а было УКВ. Оно и сейчас есть и что – то делает, но в FM – диапазон можно запихнуть большее количество частот, оно удобнее, и оно подвинуло УКВ. А стриминг станет ещё удобнее, чем FM. Но где – то далеко, где не работает интернет, люди всё равно будут слушать радио. А вот в мегаполисах стриминг будет нарастать и побеждать.

– Смотри, получается, что если у нас в стране изменится ситуация с авторскими правами и ситуация на рынке будет развиваться так, как ты предсказываешь, то люди смогут нормально зарабатывать в сети на своём творчестве и пропадёт необходимость в «разнузданном» чёсе для артистов? Ведь сейчас это основной способ заработка.

– Это интересная тема. Стриминговые сервисы, если они будут развиваться в правильном ключе, позволят артистам и авторам ежесекундно предоставлять на суд конечной аудитории соё творчество, миную прокладки типа радио. Это честная схема: авто – исполнитель – аудитория. Если аудитории будет нравиться, то правообладатели еженедельно будут получать деньги за прослушивания. Если автор написал хит, через какое – то время он будет видеть подтверждения «хитовости» не в каких – то чартах и публикациях, а в количестве денег на своём счету. Если автор не написал хит, то он не будет получать никаких серьёзных денег. Я считаю, что это справедливая схема. Артисты и авторы сразу будут получать отклик от того, что они сделали. А пользователи будут незамедлительно получать новинки от любимых артистов. Сейчас , по некоторым причинам, трек не сразу выходит на радио: либо не отыграл предыдущий сингл, либо трек стоит в очереди. Потом артист не понимает, где его ротировали и где деньги за это. Интернет даёт возможность осуществлять прозрачные схемы. Артист – трек – аудитория. Без посредников и все довольны. Это будет ещё одним источником дохода для артистов и авторов. Но концерты и корпоративы никуда не денутся. Потому что слушать и видеть артиста живьём или слушать через интернет – это совершенно разные вещи.balashov

– Получается, что на данный момент мы находимся на неком переломном моменте отечественного шоу – биза?

– Перелом в хорошую сторону – в легализацию творчества и достойную оплату его. Недаром, например, Юрий Антонов забрал весь свой каталог из РАО, мотивируя это тем, что за много лет не получает достойной оплаты за эфиры своих песен. И лично даёт радиостанциям разрешение на эфиры. Но я считаю, что это неправильно! Артист не должен ломать голову над управлением правами своих песен, а должен хорошо спеть достойную песню и просто получать за это справедливые деньги.

Опять – же, потихоньку меняется культура потребления музыки. Всё больше пользователей покупают её в iTunes, а не скачивают её в чёрт знает каком качестве в ВК или с пиратских сайтов. Большинство людей начинает понимать, что артисты и авторы должны получать заработанные деньги за качественное творчество. И это движение к легализации контента идёт в хорошую сторону. Заслуженное вознаграждение будет стимулировать артистов и авторов делать хорошую музыку и радовать слушателя. Когда настанет эра стриминга, она расставит всё по своим местам и от этого выиграют все. И мы все будем довольны!

– Большинство артистов считает, что у вас – самые объективные чарты, у вас «сухие» цифры ротаций по факту. И взяток вы не берёте (это точная информация – прим.авт). Ежегодно проходит премия TopHit Music Awards по итогам года. Расскажи о ней.

– В 2016-ом году церемония награждения пройдёт уже в 6 раз. Изначально мы и не думали, что будем вручать свою премию. Просто раз в год мы собирали своих друзей и партнёров, с которыми в узком кругу отмечали день рождения портала. Но в конце года мы публикуем итоговые чарты. И нам говорили артисты: «А давайте вручать объективную премию по годовым итогам». Мы долго сопротивлялись, не хотели раздувать из этого шумную медийную историю. Но артисты нас уговорили. Как ни странно это звучит, но TopHit Music Awards, пожалуй, единственная честная премия в российском шоу – бизнесе, потому что легко проверить все цифры просто открыв чарты и пролистав ежемесячную выкладку. У нас нет зрительского или экспертного голосования, а всё подкреплено статистикой, цифрами эфиров, которые нам еженедельно присылают все радиостанции. Проверить можно через любые статистические выкладки. Всё легко считается. А победители выбираются очень просто: мы открываем годовые итоги, берём первые 30 мест, убираем зарубежных артистов и награждаем оставшихся.

Когда мы начали делать эту премию, то решили, что честно будет награждать не только артистов, но и продюсерские центры, потому что на них лежит львиная доля заслуги в продвижении и популярности песен. Ещё мы награждаем авторов самых популярных треков, что очень важно. Мы уверены, что не будь таланта и работы авторов, то не было бы успеха песни.

Так что мы награждаем основных «виновников» популярности: артистов, авторов и продюсерские центры. У нас нельзя купить место в чарте. Так как итоги складываются целый год, то наша премия, как и наш портал – исключительная и честная история.

Александр Ковалев, специально для Musecube.org

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.