Проект KHARUTA. Качественная музыка против политики современного шоу-бизнеса

от автора

в

Современный мир столь многообразен, что каждый может выбрать для себя что-то совершенно свое… Порой нас прельщают яркие несуразности, порой хочется насладиться чем-то привычным для нас…Яркие краски уступают место приглушенным тонам, а те, в свою очередь, сменяются нежной гармоничной гаммой оттенков…Так и в музыке, согласитесь? Мы наполняем свою жизнь струями звуков по ощущениям нынешнего момента… Лишь одного всегда хочется наверняка — ясного понимания того, что звучащая в наушниках музыка не является подделкой или зарабатыванием на нас денег…Только профессионализм, четкий, выверенный и не лишенный своей оригинальности достоин каждого из нас… Не так ли?
Сегодня мы беседуем с Сергеем Харутой, аранжировщиком, клавишником, звукорежиссером, саундпродюсером и настоящим профессионалом музыкального мира.

Сергей, ты являешься автором музыки к нескольким кино- и теле- фильмам. Говорят, что киномузыка имеет свою специфику… Достаточно сложно написать музыку, отражающую некое эмоциональное состояние героя в момент её звучания, либо отражение общего эмоционального фона фильма… Так ли это? Или киномузыка пишется также как и музыка песни?

Нет, в киномузыке в этом отношении никакой специфики нет. На самом деле тут всё зависит от твоего подхода к работе в целом. Конечно, есть музыканты, которые создают музыку (не важно, какого стиля) не путём вдохновения, а используя всевозможные музыкальные шаблоны: мелодико-гармонические, звуковые, музыкально-технические,- другими словами, с помощью музыкальных запчастей. Не поймите меня неправильно. Среди них, конечно же, встречаются образованные и талантливые люди. Но такой подход чисто эмоционально намного проще и для нервов безопаснее, поскольку ты себя не вкладываешь в то, что делаешь. Музыка, созданная таким образом, всегда звучит предсказуемо и почти всегда безлико. Но есть и другой подход. Когда человек вникает в процесс настолько глубоко, что начинает всё воспринимать как очень личное, происходящее с ним самим. В этом случае, естественно, чтобы что-то придумать, написать, приходится и вдохновения подождать (иногда очень долго), и помучиться, когда что-то не получается. Но когда всё-таки у тебя получается, твоя работа, словно аккумулятор, заряжается тобой, твоей энергией. На практике оказывается, что эта энергия не что-то призрачное, а очень даже конкретная субстанция, которая очень чувствуется людьми. И не важно, каким видом искусства ты занимаешься. Результат зависит от того, насколько ты сумеешь пропустить всё через себя и выдать обратно заряженным тобой. А люди, которые потом будут это слушать, в большинстве своём, профессионально в музыке, конечно, не разбираются. Но у них у всех есть сердца и души, и они чувствуют музыку, её содержание, энергию, которая в ней есть…. или нет )). И, конечно, люди практически безошибочно могут определить энергетическую фальшь. Если они в музыке для себя ничего не находят,они, даже не вникнув в детали, просто выбрасывают такую музыку и больше к ней не возвращаются.

Ты три года вёл в Гнесинке факультатив по современной аранжировке по собственной методике, уверена через этот факультатив прошло много творческой молодёжи… Тебя привлекают в качестве эксперта творчества молодых композиторов и исполнителей…Как профессионал оцени, насколько качественны звук, грамотность и аранжировки у тех, кто пытается сегодня попасть на эстраду? Есть ли какие-то общие положительные музыкальные тенденции, либо общие грубые косяки, которые тебе как музыканту режут слух или кажутся вообще неприемлимыми на современной эстраде?

В целом, о российском современном звуке – “УЖАС!” Хотя и мировые тенденции в этом отношении особо не радуют. Это связанно с тем, что появились очень доступные дешёвые средства производства музыки, которые предлагают те самые музыкальные запчасти, из которых можно без особого труда, как из конструктора LEGO, складывать музыкальные поделки. Поэтому многие могут себе позволить делать музыку у себя дома в спальне, по звуку напоминающую ту, что мы слышим по радио или по ТВ. Но ирония в том, что по-прежнему надо УЧИТЬСЯ тому, как работать со звуком и как делать так, чтобы музыка звучала качественно. А у нас в стране с образованием в этой сфере всё-таки дела не очень, по сравнению с Западом, где традиции звукопроизводства складывались десятилетиями. Поэтому в музыке сейчас появилось много дилетантов, а их поделки, которые мы слышим по радио и по ТВ, в большинстве своём не имеют лица, всё звучит как будто это делал один человек на одних и тех же звуках… у себя в спальне ))) Но… тем не менее у нас есть профессионалы, работающие в этой сфере, кого всё-таки не устраивает такая усреднённость и безликость, и кто пытается добиваться качества и оригинальности. К сожалению, таких меньшинство. А политика нашего шоу-бизнеса такова, что качество сейчас не важно. Важно, быть таким как все и делать то, что продаётся. По правде сказать, такая тенденция меня пугает.

http://www.youtube.com/8SFWsImRPrc

Летом 2009 года был создан твой нынешний проект KHARUTA. Какова была основная концепция, заложенная в проект изначально? Корректировалась ли она за это время и с чем это было связано? Расскажи об авторах с которыми вы работает и людях, душа и творчество которых вложены в этот проект.

Так получилось, что мне за мою карьеру удалось поработать во многих направлениях музыки. Это и акустическая музыка, и электронная, и рок, и попса, и киномузыка. Но поскольку я работал с чужой музыкой, всегда приходилось учитывать желания заказчика и самовыражаться в установленных рамках. А мне хотелось сделать свой проект, в котором я мог бы делать всё по-своему. Изначально идея проекта появилась в 2000 году. Я начинал делать его в паре с моим давним другом, Татьяной Ивановой, потрясающей поэтессой, написавшей большое количество текстов к песням звёзд нашей эстрады (А-Студио, Амега, Блестящие, Жанна Фриске, и др.), многие из которых стали серьёзными хитами в нашей стране. С ней мы работаем и по сей день. Я не представляю нашу музыку без её стихов. На моём факультативе в Гнесинке я познакомился с Ниной Кей, она была моей студенткой. А спустя два года мне пришла идея попробовать её в роли вокалистки. Это был 2009 год. Она как раз только покинула группу UNREAL. Мы начали работать. После долгих поисков проект решили назвать KHARUTA. Направление проекта мы сразу определили как альтернативное. Здесь нужно пояснение. У нас в стране альтернативу понимают как жуткозвучащий, типа, рок с жёстким текстом и пивными ребятами с грязными волосами. На самом деле смысл альтернативы — это твоё собственное видение известных вещей, отличное от того, как их видят другие. Вот так просто. Поскольку нам с Ниной нравится музыка разных стилей, мы решили не привязывать себя к какому-то одному стилю. Мы решаем, в каком ключе мы будем делать тот или иной трек, исходя из настроения самого трека, а не из каких-то стандартов или общепринятых норм. Но всю нашу музыку объединяют несколько моментов: Искренность, Глубина, Мелодичность, Простота, и, непременно, отличный грув (движение).

Одним из главных акцентов проекта KHARUTA является высокий профессионализм. Как музыкальный, так и вокальный…Органичность сочетания голоса и музыки создает определенный эффект погружения в самооощущения момента, здесь и сейчас…Минорность мелодии уравновешивается по настроению звуками природы и светлой позитивностью голоса…И как результат — пропитанность теплотой, душевностью, релаксом, позитивностью взгляда на мир и людей через вуаль тихой печали… Это, конечно, только моя личная рефлексия на вашу музыку…Какие мысли и чувства вы сами хотели бы передать своими музыкальными произведениями?

Что касается профессионализма, мы постоянно и неустанно учимся. И я не думаю, что мы когда-нибудь остановимся двигаться в этом направлении. Нам нравится учиться. А что касается концепции проекта в целом… Вы потрясающе точно описали то, что мы вкладываем в нашу музыку. Могу лишь суммировать всё сказанное )) Это Светлая Грусть. Каждый может найти в нашей музыке что-то для себя, потому что она о том, о чём люди часто думают, но предпочитают не говорить вслух. Это то, что каждого беспокоит и волнует, но спрятано глубоко внутри от посторонних глаз и что открывается, только когда ты один, наедине с самим собой. Это твой собственный мир, где тебе тепло и спокойно, где ты можешь укрыться на мгновение, чтобы немного передохнуть перед тем, как опять окунуться в мир мирских забот.

В песне «Дождь» очень красиво и эмоционально звучит партия трубы в исполнении Себастьяна Студницкого, немецкого пианиста и трубача. Как возникла идея такого интересного творческого слияния?

Это невероятная история, которой я очень горжусь. Я не был знаком с Себастьяном лично. Но хорошо знал его творчество в составе его джазового трио и известного джазового бэнда Mezzo-Forte. Мне хотелось, чтобы в моём треке “Дождь» звучала труба. Я решил написать Себастьяну письмо и предложить сыграть партию трубы, если ему понравится трек. Он ответил, что трек ему понравился. На этом и закончилось. Четыре месяца от него не было вестей, и вдруг он звонит и говорит, что он в Москве и предложил встретиться. Мы встретились, познакомились, пообщались. А на следующий день он приехал ко мне на студию и спросил, что я хотел бы, чтобы он сыграл. Я ответил, что мне нечего добавить к моей музыке и предложил ему сыграть то, что он в ней слышит и чувствует. Он с ходу сыграл два дубля и всё время, пока он играл, улыбка не сходила с моих губ, потому что он играл именно так, как я это слышал и даже лучше. Потрясающий музыкант, великий музыкант. Я очень счастлив тем, что Бог мне предоставил возможность с ним познакомиться, подружиться и поработать.

На странице проекта на сайте «В контакте» тобой приведены слова японского мудреца: «Чтоб понять произведение искусства, нужно быть готовым сопереживать» . Это безусловно зависит от внутреннего состояния, внутренней настройки человека на восприятие в данный момент…Но есть ли какие-то авторские средства, помогающие более тонко, более прочувственно воспринять музыкальное произведение? Как удается «создать волну», идущую в зал, например, во время выступления в клубе?

Это вопрос умения настраиваться. Как на бой. Я уже около двадцати лет занимаюсь единоборствами и могу сказать, что в умении настраиваться между музыкой и единоборствами есть много общего. Нужно уметь отключаться от своего плохого настроения, плохого самочувствия, проблем, и полностью отдаваться ситуации, пускать её в себя. Сначала по неопытности это очень трудно, требует гиперконцентрации. Правда, в единоборствах за отсутствие концентрации тебе достаётся посильнее )) В музыке при неспособности настроиться у тебя просто ничего не получается. Ты выдаёшь какие-то звуки, но они абсолютно бессодержательны. И это относится не только к работе, а вообще к восприятию искусства в целом. Например, когда ты смотришь на картину или, скажем, читаешь книгу… если ты неспособен вникнуть в содержание, открыться энергии этой картины и впустить её в себя, для тебя суть того, что в ней заложено, останется недоступна. Чаще всего мы естественным путём открываемся для всего, только когда мы об этом не думаем. Но стоит кому-нибудь нас попросить посмотреть на что-то или послушать и высказать своё мнение… вот тут мы зажимаемся, перекрывая все входы и выходы в нас, и активно начинаем что-то выискивать в том, что нам показывают, при этом, конечно, упуская всё, что в этом заложенно.

http://www.youtube.com/N7Pd8Y8kc-s

Как скоро проект KHARUTA представит слушателям свой первый альбом? Расскажи, как велась работа по созданию альбома.

На самом деле работа над альбомом в самом разгаре. Мы уже определились с треками, которые будут на нём. Их будет 12. Очень разные треки. Мы решили пока не выкладывать в интернет промоверсии новых треков, поскольку решили всё довести до ума и не показывать недоделки. Да и так достаточно промоверсий наших треков ходит по интернету. К сожалению, сроки всё время отодвигаются, поскольку наш проект некоммерческий и у нас нет возможности с головой уйти в него. Надо зарабатывать на жизнь. Но мы всё же не бросаем работу и продолжаем, хоть и не так быстро, двигаться к завершению альбома.

Ты много лет отдал группе «Блестящие», серьезно вложился в творчество Жанны Фриске, групп «Амега», «Лицей», работал со многими другими известными исполнителями… Насколько по- человечески и профессионально неприятно, что значимыми и видимыми являются работы вокалистов и групп, а люди, создающие музыку для них остаются в тени?

Это, к сожалению, просто политика нашего шоу-бизнеса. Во всём мире с огромным уважением относятся к людям, учавствующим в процессе музыкопроизводства. Западные звёзды не укрывают, а наоборот, с удовольствием сообщают о тех, кто сделал идейный вклад в тот или иной проект. У нас же другая политика. К слову сказать, даже в нашем законе об авторском праве только лишь два-три года назад появилась статья о том, что теперь у песни есть три автора — композитор, поэт и автор переработки (аранжировщик). Когда я создавал аранжировки для всех этих песен, которые потом стали известны и популярны на всю страну, такого закона не было.

Сергей, ты являешься членом Российского Авторского Общества, и ты столько лет «варишься» в тематике звукорежиссуры, аранжировки, написания музыки… Насколько актуальна у нас на эстраде, в кино тема воровства интеллектуальной собственности? Насколько много плагиата? И насколько часто авторы предъявляют претензии по поводу этого ? часто ли удается доказать правоту автора? Насколько плагиат проходит безнаказанно?

Дела с этим обстоят КРИМИНАЛЬНО!!! Идейное воровство в музыке у нас повсеместно. Но законы об этом настолько неконкретны, что воплотить в жизнь реальную защиту интеллектуальной собственности в музыке практически невозможно. А судопроизводство в стране на таком уровне, что ,естественно, при спорах между никому неизвестным автором, у которого что-то украли, и ,например, богатым известным продюсером, всего вероятнее, будут решены в пользу денег.

Кодой нашей сегодняшней беседы, я думаю, будут уместны несколько напутственных слов от Сергея Харуты нашим читателям, а также молодым музыкантам, делающим свои первые шаги в мир профессиональной музыки…

Главное, что могу посоветовать молодым музыкантам — это учиться. Учиться музыке, учиться чувствовать окружающий мир, учиться переживать и пропускать всё через себя, чтобы иметь своё представление обо всём, с чем мы сталкиваемся в жизни, учиться быть собой и не позволять никому сбивать тебя с толку, учиться уважать и любить людей, поскольку всё что мы делаем, мы делаем для них. Всем УДАЧИ!!!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.