Ян Женчак: Сreator Музыки

Ян Женчак – молодой музыкант с серьезным опытом работы на сцене. Все, что с приставкой «рок», — от группы до оперы – ему подвластно.
За время интервью Ян успел сообщить, что является типичным представителем знака «весы», любит японскую кухню и научился играть на варгане за недельные гастроли в Якутии.
Если все же очистить зерно от плевел, разговор был о главном в жизни Яна – музыке. Впрочем, он все расскажет сам.

— Ян, с чего началась Ваша музыкальная история?

— Как обычно: с насилия (смеется)! Родители очень хотели дать мне серьезное музыкальное образование: я отучился в республиканском колледже искусств имени Ахремчика по классу скрипки и в Минском государственном музыкальном колледже имени М.И. Глинки по классу альта. Потерянное детство!
Но, тем не менее, вскоре я действительно увлекся музыкой – правда, тяжелой. В 17 лет стал вокалистом рок-группы Мембрана
(после Яна Женчака солистами группы Мембрана в разное время являлись Георгий Колдун и Дмитрий Колдун – прим. авт.). Позже пел в достаточно серьезных роковых ансамблях Аризона и Триада. После год работал за рубежом в кавер-бенде. Тогда же мне позвонили, чтобы сообщить: меня разыскивают Песняры под руководством Леонида Борткевича.
Шесть лет я с Песнярами путешествовал по ближнему зарубежью. Во время этих гастролей я познакомился с рок-группой Азазелло из маленького российского города Тында – сегодня нас связывает интересная совместная работа.
Знакомство с Азазелло — один из главных плюсов моего сотрудничества с Песнярами. Второй – фолк-рок группа Лявоны, которая сформировалась из музыкантов, которые вышли из Песняров и решили отправиться в свободное плавание
(в настоящее время участниками группы Лявоны являются Ян Женчак, Сергей Медведев, Олег Устинович, Сергей Осипов, Юрий Рудаковский и Павел Хасанов – прим. авт.). Лявоны — достаточно самобытный проект, у которого пока временное затишье.
За время этого перерыва вышел альбом группы In search for, вокалистом которой я являюсь. Диск неплохо разошелся по зарубежью – я получил хорошие рецензии из Франции, Испании, Германии, где наравне с нашим творчеством рассматривались столпы современного прогрессив-метала и арт-рока. Семь из десяти баллов от зарубежных изданий для минской группы: как мне кажется, не так плохо! Тем не менее, In search for остается в большей степени студийным проектом, созданным для людей, которые хотят не просто развлекаться на концертах,
а слушать серьезную музыку.

Последний и, пожалуй, главный на сегодня шаг — группа Яnkey. До этого коллектив назывался Outerplain. Замысловатое название себя не оправдало. После каждого концерта слушатели подходили, чтобы поинтересоваться: так как вы все-таки называетесь? И у каждого из них была своя версия!
Через год приняли решение изменить название группы. Обновился и ее состав (на данный момент группа Яnkey — это Ян Женчак (вокал, скрипка); Дмитрий Микулич (гитара); Павел Хасанов (клавиши, вокал); Влад Чещевик (бас-гитара); Дмитрий Григорьев (барабаны) – прим. авт.). Изменилась и музыкальная стилистика группы: чистый акустический рок мы разбавили более тяжелой музыкой, присутствуют и элементы арт-рока.

— Так в чем уникальность группы Яnkey?

— Не побоюсь этого слова: в качестве музыки. Можем себе позволить на уровне исполнять каверы на песни Оззи Осборна, групп Nirvana и Metallica. Песни собственного сочинения доводим до ума, прежде чем презентовать слушателю. Отличают наши композиции насыщенные аранжировки, которые при этом легко воспринимаются. Кроме того, лейт-мотивом группы является скрипка – она звучит в каждой песне. Ну и, хотелось бы верить, что вокалист у группы Яnkey неплохой (смеется)!

группа Яnkey— Не беспокоитесь, что музыканты могут разбежаться? Дима Микулич, например, постоянно выступает на концертах Петра Елфимова…

— Нет. Сотрудничество с разными коллективами и исполнителями не мешает полной отдаче в группе Яnkey. Для каждого из нас группа является общим делом. Мы все имеем в ней равные права и обязанности. Так что, уверен, в этот проект можно вкладываться без боязни, что однажды придет «злой дядя» и все разрушит (смеется).

— А нет страха надолго задержаться в музыкальном андеграунде?

— Андеграунд – это тоже много: можно весь Re:Public заполнить!
А вообще, группе Яnkey пока только год: с каждым месяцем увеличивается и число песен, и слушателей. Кажется, наше творчество интересно и профессионалам, и людям совершенно далеким от музыки. Например, у мамы нашего басиста Влада на звонке стоит песня «She cried». Говорит, очень нравится
(улыбается). Так что, беспокоиться не о чем!

— Тогда в чем же максимальная самореализация для Вас?

— Для меня она довольно скромна: делать то, чем я сам буду гордиться. Ведь если работать качественно, признание рано или поздно тебя найдет. Это я к тому, что против платиновых дисков и полного стадиона Уэмбли я ничего иметь не буду (смеется).

— А зачем тогда самодостаточному музыканту понадобился «Еврофест»?

— Это всего лишь хороший шанс показать свою песню большей аудитории. Ведь, если честно, хочется отдавать радость и энергию максимальному количеству слушателей.
Мы сделали симфоническую рок-балладу, услышав которую, как я думаю, энное количество людей нашли сообщество группы Яnkey ВКонтакте и теперь следит за новостями. А это уже немало.

— После неудачи станете пытаться еще раз?

— Почему бы и нет? В этот раз нас посчитали «неформатом» для Евровидения. Но, если в следующем году будет конкурентоспособная и достойная песня, будем пытаться снова! Кроме того, атмосфера на «Еврофесте» была приятной, туда хочется вернуться. Не в пример, кстати, российской «Новой Волне», где отношение организаторов оставляло желать лучшего. В прошлом году мы дошли до финального отбора, который проходил в Москве, но так и не приехали: у меня спектакль в филармонии был в тот же день, боялся не успеть вернуться. Получается, предпочел международному конкурсу белорусскую культуру (смеется).

— Кстати об отечественной культуре. Уже второй раз Вы солируете в белорусской рок-опере «Песня пра долю». Как Вам кажется, сегодня постановка, основанная на творчестве Янки Купалы и Владимира Мулявина, востребована?

— Да! Честно, если бы я не участвовал в этом действе, обязательно бы присутствовал в зрительном зале. Это очень интересно! Много действительно хороших музыкантов, вокалистов, прекрасные тексты — остается очень много впечатлений. В этот раз велась телевизионная съемка: так что, в ближайшее время широкая аудитория сможет оценить то, что происходило на сцене!

— Ян, учитывая Ваш огромный музыкальный опыт, может, к Вам уже можно на обучение записываться?

— Поздно, график уже составлен (смеется)!
Я на самом деле преподаю вокал в частном порядке.
Около двух лет назад меня на это уговорила знакомая, мол, «даже если ничего не получится, давай попробуем».
Я почитал литературу, вспомнил, чему меня учила мама
(мама Яна Женчака, Лариса Симакович – музыкант, композитор и режиссёр), использовал свои наработки — и человек реально начал петь лучше!
После люди стали приходить один за другим. Главное, что я понял: ни в коем случае нельзя учить по шаблону, каждый нуждается в индивидуальном подходе.

— А как Вы понимаете ситуацию, которая сложилась на музыкальном рынке Беларуси?
«Кто виноват» и «что делать»?

— Перестать кормить народ дешевыми подделками! Люди, которые только слушают радио и смотрят телевидение, ограничены в выборе, хотя в том самом андеграунде есть достаточное количество талантливых исполнителей и музыкальных групп.
Думаю, нужен специальный канал или хотя бы время, когда человек, которому нравится не только откровенная попса, может включить телевизор и понять: все небезнадежно. Конечно, легче и выгоднее делать по шаблону, плохо содранному с популярных зарубежных песен. Но пока не будешь приучать народ к хорошей музыке, он не станет ее слушать. Ведь человек может, условно говоря, пойти на концерт Стаса Михайлова, видя, что его афиши висят по всему городу, и даже не зная, что в это время где-то в клубе выступает группа, чье творчество могло бы его действительно заинтересовать!

— Например, группа Яnkey? Чем же она сможет удивить слушателя в ближайшем будущем?

— Можно ждать первого альбома группы Яnkey.
Кроме того, скоро выйдет новый альбом In search for — концептуальный, сложный, с невероятным количеством оркестровки и хоров.
Ну и, мой голос можно будет услышать на альбоме группы Азазелло, который выйдет уже через несколько месяцев. Изначально диски будут стоять в магазинах Европы и Америки, если найдем издателя – появятся и в Беларуси.
В любом случае, какой-нибудь находчивый человек наверняка зальет все это в сеть
(смеется).

— То есть, все, что находится вокруг Яна Женчака, — это музыка. А кто такой сам Ян Женчак?

— Создатель музыки! Пусть будет «creator» (улыбается).

Сообщество группы Яnkey Вконтакте, где можно узнать последние новости и даты выступлений:
Канал группы на youtube

Полина Кузьмицкая, специально для MUSECUBE
Фото, аудио и видео материалы для интервью предоставлены Яном Женчаком


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.