Николай Арутюнов & The Blues Barbarians «Live in Minsk» (2012)

pic011Николай Арутюнов остается верен себе уже многие годы, делая то и что он хочет. Не так давно свет увидел тираж концертного альбома «Live in Minsk» группы «Николай Арутюнов & The Blues Barbarians». Интернациональный проект появился не сразу. 2000 год — лишь точка отсчета, первые пробы. А на выходе, в году 2012-м, получился трехязычный микс, объединяющий на одном альбоме мало того, что два государства, но три эпохи, хотя и в рамках одного стиля и культуры. Англоязычная классика блюза и блюз-рока стали основой для совместной работы. Репертуар легендарной, но, увы, уже ушедшей в историю российской Лиги блюза с одной стороны и не менее известной белорусской Крамы с другой стали своего рода границами культурного коридора, в рамках и стилистике которого записана пластинка. Такая интернациональная работа — штука, безусловно, редкая, а с учетом жанровой принадлежности — так и вовсе уникальная. Помимо Николая Арутюнова и музыкантов Крамы в состав «варваров» также вошел легендарный белорусский гитарист Леонид Веренич. Таким образом, интернациональное представительство численно непропорциональное, да, даже диджипак оформлен преимущественно на белорусском языке, лишь статья на русском. И, тем не менее, лид-вокалист пластинки и фронтмен — конечно, Николай Арутюнов. Игорь Варашкевич тоже поет, но существенно меньше. Впрочем, никто не в обиде. Важен результат: на выходе получился сочный, интересный, значимый и ни на что не похожий продукт. Можно критиковать качество записи, но ведь это самый настоящий live со всеми его очевидными плюсами и объяснимыми минусами.

Арутюнов хоть и слывет перфекционистом, тем не менее, регулярно записывает альбомы, оставляя их за собой, как реперные точки, как вешки, по которым можно впоследствии проследить изгибы и творческие метания, являющиеся не свидетельствами застоя и высасывания этапов из пальца, а напротив интенсивной работы.

Открывает альбом «Выпi Cа Мной Да Дна». Эта композиция, а также «Падае Дождж» — самая большая неожиданность пластинки. Это рок и блюз-рок на белорусском языке. Первую поет Арутюнов, вторую — Варашкевич. Если бы не было последнего альбома Крамы, на котором несколько лет назад уже была выпущена песня на белорусском в исполнении Николая Арутюнова, был бы вообще гром среди ясного неба. И, тем не менее, это отличная демонстрация того, что блюз-роковая стилистика способна поглотить и переварить, доведя до кондиции, и руский, и белорусский языки.

Следом «Sweet Home Alabama», и это как вовращение во времена Лиги блюза. Сейчас исполнение таких вещей для Арутюнова — эксклюзив. Как однажды сказал сам Николай: «Я бы хотел исполнять блюз, но, старик, ты же понимаешь, надо все делать по-взрослому, а не абы как, а в нынешних условиях это почти невозможно. Да и Funky Soul бросить нет никакой возможности». И все равно, если честно, я безумно тоскую по Лиге блюза, по той смеси русского и английского репертуара, который сломал стереотипы, который сначала смирил с собой, затем приучил к себе, а в результате и влюбил в себя. «Ночной пловец» (дуэт Арутюнов — Варашкевич) из тех времен, и даже больше — он из репертуара ранней Лиги блюза, фактически доисторической, и тем ценнее ее появление на «Live in Minsk». «Пловец», как динозавр, как мастодонт, возник из пыли времен. Он — громадный шаг в прошлое, он — взгляд, который позволил обернуться и тут же вернуться во время нынешнее.

pic021Ещё одна песня Lynyrd Skynyrd — «Simple Man» — как раз композиция вполне стандартная для Арутюнова. Стандартная по звучанию, и вполне могла быть исполнена им во времена Лиги блюза. Могла, но исполнена не была. Теперь «варвары» это упущение исправили.

Целый блок вещей, которые в ином составе Арутюнов никогда бы себе не позволил исполнить: неформат, не входят в репертуар, отличаются стилистически — объяснений могло быть масса. Могло быть, но не в этом случае. В ситуации с минчанами возможно все, ну, или почти все. Главное, чтобы было вкусно, сочно и в радость. Я говорю про «Suzie Q», исполненную покуплетно динамичным дуэтом с Игорем Варашкевичем; про «Cocaine», из меланхоличной превратившейся в бодрую с органным и гармошечным соло. А вот «Thrill Is Gone», «Riders On The Storm» и «Rock me Baby» составляют блок чисто блюзовых песен. При этом вокал Арутюнова как будто вдохнул в старые проверенные годами хиты новую жизнь, усилив «моррисона» в «Riders On The Storm», а в «Rock Me Baby» добавив чёткость акцентировки. И, определённо, свежие прочтения традиционных блюзовых композиций заслуживают особого внимания слушателя.

Две композиции Джагера — Ричардса — «Sympathy For The Devil» и «It’s Only Rock&Roll» завершают альбом.

В «Sympathy For The Devil» немного режут слух клавиши в припеве, где ждешь, что зазвучат медные духовые. Но записано именно так, с синтетическим звучанием. Что ж, на все воля исполнителей. Зато монотонно-речитативная, даже минималистичная оригинальная вокальная партия приобрела, благодаря Арутюнову, фактурность и яркие верхи.

Наконец, финальная «It’s Only Rock&Roll». И это действительно всего лишь рок-н-ролл, рок-н-ролл, которые так любят все без исключения участники проекта «Николай Арутюнов & The Blues Barbarians».

Так что слушайте, думайте, вспоминайте, как это звучало когда-то и у других с тем, что получилось у наших героев сейчас, сравнивайте, делайте выводы. И все же, что ни говори, работа вкусная, работа интересная. А ведь нас, слушателей, поклонников, не так-то часто кто-либо радует подобными подарками.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.