Рада Анчевская (Рада и Терновник) о новом альбоме «Сестры»

от автора

в

На Блаженных островах

Где находятся Блаженные острова никто не знает, но о том, что они есть знали и древние славяне и древние греки. Песню эту я написала давно и она звучала в совместном проекте с Дмитрием Воденниковым. В финале этой композиции я звенела колокольчиком, а Дмитрий начинал читать «В тот год, когда мы жили на земле (и никогда об этом не жалели)…» и теперь когда заканчивается эта песня в голове моей начинает звучать это стихотворение. Наверное, это навсегда. В этой песне звучит дудук Виталия Погосяна. Когда мы начали писать эту песню, я отчетливо услышала в ней звук дудука. Он был просто слышен. Я написала Погосяну, с которым мы познакомились год назад на фестивале «Иллюминатор» и отослала ему черновой вариант песни. Тут же пришел ответ от Виталия — «Я слышу здесь дудук!» — «да, — ответила я — «я тоже». Виталий вез свою группу на машине из Москвы в Петербург и около полуночи он приехал на студию, его ребята спали в машине, а он писал нам дудук в этой композиции. Это был его день рождения. Уезжая, Виталий подарил нам бутылку вина, в свой день рождения. А Блаженные острова — это то ли острова райские, то ли воспоминания о Золотом веке, то ли дивный мир сказок с камнем Алатырь, «где живет всем птицам мать». Но даже в этой бесконечной красоте и счастье нет покоя одинокой душе, душа идет искать любимого. А может быть, душа идет искать свое предназначение. Я не знаю. Идет искать то, без чего невозможно.rada

Когда будет тепло

Эта песня была аранжирована нашим басистом Владимиром Кисляковым и изменилась до неузнаваемости. Владимир придумал очень красивый проигрыш и по-настоящему цепляющее вступление. Мы несколько раз сыграли ее на концерте и поняли, что столь красивую аранжировку необходимо зафиксировать, несмотря на то, что этой песне более десяти лет и она уже выходила на наших альбомах. Эта песня музыкально возможно выбивается из общего фолк-рокового настроя альбома, но абсолютно вписывается в концепцию «Сестры рассказывают свои истории» — это тот редкий случай, когда песня очень личная, она написана от первого лица и это песня возрождения, наступающего у нас, в холодной России, каждую весну. Это состояние «когда солнце пригреет, рассохнутся гулкие кости и растенья заполнят всю землю, а радуги выпьют весь воздух» — это состояние счастья, расцвета, даже щенячьей радости от того, что солнца стало больше, дни становятся длиннее, наступает весна — это состояние очень точно передано в песне. Активной, яркой и чуть сентиментальной.

Скоморохи

Эта песня была написана специально для альбома СЕСТРЫ. Как еще одна история, еще одно повествование. «Скоморохи» — вечно юные, существа из иного мира — мира песен, мира сказок и музыки. Их мир — мир внебытовой. Это вечные кочевники, их жизнь наполнена энергией и страстью. Скоморохи уносят сердце юной девушки, оставив ей вечную тоску о том мире, где звучит музыка. О мире, в который невозможно перейти из ее, обычного, наполненного бытом и ежеминутными заботами состояния. Эти миры — мир скомороший и мир человеческий — несовместимы. Только отблески мира сказок и музыки попадают на землю. И смотрит вслед скоморохам женщина с седой косою, вслед скоморохам. уносящим с собою ее вечно юную душу, ее мечту. Очень красивый и напряженный момент в середине песни — скрипка и виолончель.

Зима

Первоначально эта композиция называлась, как у нас обычно принято, по первой строчке (в этом случае, по первому слову) — «Летописи». Было понятно, что это название абсолютно не отражает смысл песни, но уж так повелось. Потом, вконтакте появилась аудиозапись «Рада и Терновник» — «Зима», в которой мы с некоторым удивлением опознали наши «Летописи». Запись была сделана на одном из концертов, когда мы только начинали играть эту песню и в составе группы еще не было скрипача Дмитрия Шишкина. И это название отлично подошло песне — спасибо неизвестному нашему слушателю! Это состояние замерзшего и замершего мира, остановки мира, остановишегося взгляда, замершего огня. Но «вольнолюбивым нам — поземкой не вернуться назад». Музыкально — это наш московско-скандинавский тяжелый рок. Группа придумала аранжировку этой песни отчасти в стилистике скандинавской тяжелой музыки и на концертах я несколько раз обьявляла — «А сейчас будет скандинавский фолк-рок!».

Сестра моя

Наиболее психоделичная и ведьминская песня на новом альбоме. Одни только выкрики и заговоры, пришепетывания и приговаривания Таис в финале чего стоят! В этой песне наша виолончелистка Таис поет — сплетаются два повествования, два голоса. Рада рассказывает трагическую историю одиночества — не встретиться двум сестрам, ни в праздник, ни в будни. Нет помощи, нет соединения — все время что-то стоит на пути. Таис вторит народной песней — ведет параллельный рассказ о двух сестрах, которые «руту сеяли, разговор вели». В двух мирах разворачивается действо, взрываясь в финале безумством гитары Владимира Анчевского и вокальными импровизациями Таис.

Ладная

Первоначально эта песня называлась «Сильная», но так как у некоей части народа «сильная» — это агрессивная и злобная, решили мы людей не смущать и не отвлекать от песни. И назвали композицию — «Ладная». В нашей песне сильная — это и есть — ладная, гармоничная, сильная своей радостью. Это песня исцеления — в ней рассказывается история боли и исцеления. Ладная и сильная вызывает отторжение — «крылья рубили наотмашь — слишком ты сильная!». Для того, чтобы выжить, чтобы восстановиться, нужно лететь в _свою_ стаю, к Своим. Там и происходит полное исцеление и в финале — «ладная стала, ладная!» В середине песни — такой провал в иное пространство, идет осмысление и перерождение той птицы-девушки, которой «вынули душу сильную, учили быть тихой смирною». Это очень радостная и яркая композиция, которую сразу стали узнавать на концертах, которая давно уже бродит по аудиозаписям вконтакте (концертная версия), которая всегда вызывает
желание танцевать! Самая танцевальная композиция альбома.

Женитьба

«Женитьба» — довольно страшная песня. Я задумывала ее как некий скомороший балаган — вот выходит на площадь скоморох и запевает — «А … То была женитьба…» И начинается действо. И никто не знает, что случится дальше. А дальше — «мамки-бабки»дружки» — те, что словно сватья баба Бабариха, «милые» подружки учат жениха как жить ему дальше с молодой женой. А жить просто — «учи родимую» «на свет не ходить». А на свет не ходить — это смерть, это «под землею жить». Невеста умирает для прежней жизни, для жизни веселой и девичьей. И это и обыгрывается дальше — «прорастай родимая осиною, рябиною — по любви мы будем жить». Такой макабр. И у девушки-деревца «облетают косыньки» осенью, под «дождями косыми». Все это рассказывают балагуры на площади. И крутится все сильней безумная карусель, и смеются непонятные люди и все усиливается фуззованный зук гитары и мощная ритм-секция и аукаемся мы с Таей. А в самом начале сплетаются голоса сестер — первый куплет поем — я, Таис, Лена Мушникова, Ульяна.

Княгиня

Княгиня — это очень странный, могущественный и одинокий персонаж. От ее взгляда каменеют птицы на лету. Она стоит на берегу преображения — отдает свою душу ветру. Дети ее ищут по свету Грусть-Тоску, чтобы освободить Грусть-Тоску из каменного ларца. И летит Грусть-Тоска к Княгине, единственной, кто может приютить ее и дать ей место за столом. Княгиня — это человек? Вряд ли. Уже — вряд ли. История этой песни тянется давно — когда-то на альбоме «Женитьба» фолк-певица Марина Косаримова из ансамбля «Ясный день» спела песню «Выходил князь молодой» странным, больным надтреснутым голосом. И этот голос вообще-то звонкой Марины так меня задела, что в моем сердце родился образ уже безгласной Княгини, отринувшей все живое и человеческое. Связь непонятна, но вот так было… Потом, мы записали «Княгиню» на альбоме «Заговоры». На «Заговорах» эта композиция — большой сольный номер Сергея Летова (саксофон) — и это прекрасно! Там такая ретро-Княгиня получилась, с феерическим саксофоном. Но в интерпретации Сергея Летова ушел трагизм и монументальность этого образа. В итоге, когда мы стали играть эту песню в кнцертной программе, выяснилось, что в звучании нынешнего состава «Княгиня» — абсолютно другая песня, нежели на «Заговорах», с другим настроением, другой подачей. Опять же, Владимир Анчевский играет в «Княгине» столь интересную гитарную партию, что не запечатлеть этот вариант в правильном студийном звучании было бы преступлением.

Ты будешь танцевать

Этой «хитовой» композиции отчаянно не везло с записью. Вернее, сразу повезло — был записан превосходный вариант на трип-хоповом альбоме «Любовь моя Печаль» — тягучий, лаконичный. Потом мы играли эту песню много лет, она выходила на ТРЕХ альбомах, которые были записаны и как фиксация концертной программы и («Русский эпос») как концертник. Но отточенной композиции не было. Песня никак не могла найти свое воплощение. Случилось это только тогда, когда в состав «Рада и Терновник» пришли сначала Таис (виолончель), а потом и Дмитрий Шишкин (скрипка). Вот это сочетание: яркое гитарное соло, потом соло лиричное, нежное — виолончельное и соло экспрессивное — скрипичное — стало идеальным. Теперь я могу с радостью сказать, что песня «Ты будешь танцевать» — обрела свою плоть.

Я расскажу тебе о том…

Эта нежная сказка открывает наш альбом. Это зачин. Одна из сестер сказывает сказку о том, как живет сказочный былинный мир. Глупый богатырь рубит яблоню, а нежный водяной так и плетет косы русалкам, тихая Яга собирает мхи и травы, качает свое дитя добрый домовой. О том, как хрупок этот сказочный мир и как боятся его обитатели чужих глаз, просят не говорить никому об их мире, «о том, что они есть»… Дуновения этого мира в звуках народных духовых инструментов — калюка (Юрий Тресков, фолк-ансамбль ДРЕВА), окарина (Лена Мушникова, фолк-ансамбль ДРЕВА). Слышно поскрипывание колесной лиры (Павел Боев «Очелье Сороки»), древнего и воистину сказочного инструмента. Бережно ведет свою вокальную партию Ульяна Шулепина («Очелье Сороки»). Сказка сказывается…

Дороженька

История этой песни началась в 2013-м году. Именно тогда Ирина Миклошич предложила мне поучаствовать в арт-проекте. Мне была выдана песня «Не одна во поле дороженька…» в исполнении Бориса Штоколова, Александра Градского, Сергея Лемешева и т.п. и Ирина предложила сделать вокальную партию для будущего арт-видео. К проекту подключились гитарист Владимир Хлоповский, Сергей Летов (флейта), Владимир Анчевский (гитара), режиссер Глеб Росс. Аранжировку и музыку написал Владимир Миклошич («А-Студио»). Осенью 2013-го года появилось видео «Дороженька», волшебный черно-белый сон, наполненный аллюзиями, с пронзительным взглядом маленькой Лидии Троицкой и рассудительной девочкой Анной Шалюхиной. До этого я никогда не пела русских народных песен, хотя и занималась в 2001-м на семинарах по русскому фольклору у Дмитрия Фокина. Ну а потом песня не отпускала… Мы сделали рок-версию «Дороженьки», на основе той прекрасной аранжировки, которую придумал Владимир Миклошич. Так в нашем репертуаре впервые появилась русская народная песня.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.