Нефтяные катастрофы
В августе этого года произошел выброс нефти на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума. В своем пресс-релизе компания сообщила, что площадь разлива составила 200 квадратных метров. Как выяснилось позднее, масштабы куда значительнее — 80 квадратных километров, что в 400 тысяч раз больше заявленных.
Надзорный орган незамедлительно взял ситуацию под контроль. Сейчас уточняются объемы нефтепродуктов, попавших в воду. «Как только у нас будет окончательная цифра, мы ее озвучим публично. Наша позиция: максимум открытости и прозрачности», — отметила Радионова.
Когда все данные будут собраны, проанализированы и подтверждены, ведомство сообщит в прессе и соцсетях сумму ущерба природе, которую должен выплатить нарушитель.
За три месяца до этих событий, в мае 2021-го, в Республике Коми произошла разгерметизация нефтепровода, которая привела к разливу около 100 тонн горючей жидкости. Основная часть осела на грунте, были загрязнены почти 1,3 гектара почвы. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования оценила ущерб в 374,19 миллиона рублей — виновный в произошедшем «Лукойл-Коми» эту сумму выплатил добровольно.
При этом природа реабилитируется годами, а что-то и вовсе не подлежит восстановлению, подчеркнула Радионова. По ее мнению, многомиллионные компенсации должны натолкнуть бизнес на мысль, что нарушать совсем невыгодно.
Яркий тому пример — события прошлого года: одна из крупнейших экологических катастроф России произошла из-за аварии в Норильске, когда в водоемы Красноярского края вылилось примерно 20 тысяч тонн дизельного топлива. «Норникель» выплатил рекордную сумму за причиненный ущерб — 146,2 миллиарда рублей.
Глава Росприроднадзора сравнила площадь экологического поражения с размерами Ватикана. Сейчас на месте ЧП собрано почти 200 тысяч тонн загрязненного грунта и 25 тысяч кубометров водотопливной смеси. Работы по рекультивации идут до сих пор.
Антирейтинг и растущие штрафы
Текущая обстановка в сфере природопользования по всей России требует принятия новых мер, способных урегулировать правовые отношения с промышленными предприятиями. Так, еще одним способом борьбы с загрязнением окружающей среды станет открытая публикация списка самых вредоносных для природы и населения заводов и организаций страны.
Антирейтинг будет обновляться каждые полгода. Сюда войдут компании, прошедшие оценку по 50 критериям, таким как: результаты проверок, готовность компании к публикации открытых данных, следование рекомендациям Росприроднадзора и выполнение его требований, анализ концентраций вредных веществ в воде и атмосфере, количество жалоб от населения на работу предприятия.
«Компании будут защищаться, но я устала слышать на проверках фразу “Спасибо, что открыли нам глаза”», — прокомментировала Радионова.
Она добавила, что снизить количество нарушений помогут и повышенные штрафы за ущерб природе. При этом необходимо, чтобы суммы выплат значительно снижали прибыль организации. «Тогда у нас, я думаю, и модернизироваться будут охотнее, и ремонтировать оборудование вовремя», — пояснила чиновница.
Куда идут деньги, выплаченные нарушителями
Размеры компенсаций исчисляются десятками и сотнями миллионов рублей, в некоторых случаях и миллиардами — как, например, произошло с «Норникелем». Эти деньги уходят в казну, откуда позднее их перенаправляют на реализацию природоохранных проектов, как федеральных, так и региональных.
Ситуация с катастрофой в Норильске оказалась исключительной не только из-за объемов причиненного вреда и суммы штрафа. Но и потому, что часть выплаченных средств была направлена в Росприроднадзор — на финансирование подразделений и переоснащение ведомства, которое надо было провести уже давно.
«Мечты сбываются!» — такой емкой фразой прокомментировала это событие Радионова.
Она добавила, что выделенные деньги будут потрачены на обновление оборудования, используемое в работе Службы. Сюда войдет закупка современной аппаратуры для проведения замеров, оснащение лабораторий, приобретение специального транспорта для доставки инспекторов на места аварий.
Биография Радионовой
Светлана Геннадьевна родилась в 1977 году в столице Казахской ССР Алма-Ате.
У Светланы Радионовой три высших образования: в 1999 году она окончила Саратовскую государственную академию права по направлению «Юриспруденция», позднее получила дипломы юриста и экономиста в двух престижных университетах Москвы: РГУ нефти и газа им. Губкина и РАНХиГС.
В 1999-м начала карьеру с должности помощника прокурора подмосковного города Жуковского, позднее стала старшим помощником. В 2002–2008 годах работала на аналогичных должностях в столичной прокуратуре.
В 2008 году перешла в Следственный комитет при прокуратуре РФ, а через год возглавила два управления в Ростехнадзоре. В 2010-м повышена до заместителя главы надзорного органа, на этом посту проработала восемь лет.
В конце 2018 года назначена руководить Росприроднадзором, с тех пор она главный государственный экологический инспектор.
Награждена орденом Почета и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Добавить комментарий