Ретроспектива Андрея Кончаловского: показ фильма «Поезд-беглец» («Runaway Train», 1985)

 

8 ноября на ретроспективе, которая сейчас проходит в к/т “Художественный”, был показан фильм Андрея Кончаловского – Поезд-Беглец  (Runaway Train, 1985). Режиссер лично представил картину зрителям вместе с гостем показа, американским актером мексиканского происхождения Дэнни Трехо.

Дэнни появился перед публикой в шапке-ушанке с кокардой. Этот эффектный голливудский актер известен по фильмам “Мачете”, “Дети шпионов”,“От заката до рассвета” Квентина Тарантино и конечно, “Отчаянный” Роберта Родригеса. Кстати, сам Трэхо — дальний родственник, троюродный брат известного мексиканца. Дэнни приветливо отвечал на вопросы гостей и поблагодарил российского режиссера за шанс, который тот когда-то ему предоставил.

В фильме “Поезд-беглец” Дэнни Трэхо появился лишь в эпизоде, но эта работа стала отличным началом карьеры: его заметили и стали приглашать на другие роли. «Я был чемпионом по боксу в легком весе в тюрьме Сан-Квентин. Андрей искал человека, который бы поставил боксерские бои между героями Эрика Робертса и Джона Войта. Я спросил: «Сколько мне за это заплатят?». «320 долларов в день». Запредельная сумма для меня в то время», — рассказал актер.

«Андрей многому меня научил, в том числе и тому, как делается кино. Теперь я уже снялся в более чем 250 фильмах и до сих пор дружу с Кончаловским», — улыбнулся мексиканский мачо. На вопрос зрителей «Как вы работаете над ролью?» он ответил: «Я появляюсь в кадре».

Познакомил их писатель Эдвард Банкер. “Он был легендарной личностью уже в те времена, когда сидел в тюрьме, а сидел он долго. Там он прочитал Достоевского, Чехова, всю американскую классику и написал роман, который вскоре был экранизирован. Когда Эдди вышел из тюрьмы (после 18 лет заключения), его встретил лимузин, который отвез его сразу на съемочную площадку. Ему мы посвятили наш сегодняшний вечер», — рассказывает режиссер.

Фильм-action снят в голливудский период деятельности Кончаловского по сценарию Акиры Куросавы. Сюжет основан на реальном инциденте с локомотивом, который остался без машиниста и ехал до тех пор, пока его не загнали на тупиковую ветку. Когда-то Акира Куросава вместе со съемочной группой прибыл в Америку, чтобы поставить этот фильм сам. Однако при выборе места для съемок выяснилось, что зимой там настолько сильные бураны, что в таких условиях группа не могла работать. Возникли и другие сложности. В итоге сценарий был передан советскому режиссеру, которому и удалось воплотить замысел.

.. Двое заключенных – безжалостный грабитель банков, “матерый волк” Оскар Манхейм (Джон Войт) и симпатичный молодой парень по имени Бак (Эрик Робертс) сбегают из колонии строгого режима. Для Мэнни побег стал уже третьим. Этого человека отличает необычайно сильная воля и тяга к свободе, которую не в силах остановить даже начальник тюрьмы Рэнкен (Джон П.Райан). Поэтому и не только Мэнни пользуется большим авторитетом среди уголовников. Теперь он настроен отчаянно: свобода или гибель. “Живым я не дамся!” – говорит Мэнни.

Бак только что одержал победу в матче по боксу в легком весе. Он доволен победой и присоединяется к Мэнни, потому что хочет так же повысить свой авторитет, совершив побег вместе с ним. Герой Эрика Робертса с радостью называет Мэнни своим напарником, но сам Мэнни так не считает. Та экстремальная ситуация, в которую они попадают, проявляет сложность человеческих отношений, становится для них более трудным испытанием, чем что-либо другое. Смогут ли они справиться?..

После того, как им удалось выбраться из тюрьмы по системе канализации, далее они пешком добрались до станции и сели в первый приглянувшийся им грузовой поезд. Радости не было предела, но продлилась она недолго: вскоре оказалось, что поезд неуправляем и на огромной скорости мчится вперед по снежной пустыне посреди Аляски — машинист потерял сознание и выпал из кабины локомотива из-за сердечного приступа. Теперь в составе находятся только двое беглых уголовников и женщина – помощница машиниста Сара (Ребекка де Морней).

   По признанию режиссера, его очень интересовал вопрос, не устарел ли cейчас фильм, снятый более 25 лет назад? Ведь технологии съемки с тех пор шагнули далеко вперед. И все-таки фильм по-прежнему держит в таком же напряжении, как и раньше, зрительный зал сильно переживает за судьбы героев во время всей картины. Приближается развязка.. какой она будет?

Судьбу поезда-беглеца в итоге решает Мэнни. Неумолимый к самому себе и начальнику тюрьмы, он спасает жизнь своего приятеля и девушки. Фильм заканчивается цитатой из шекспировского Ричарда III: “Бывает зверь жесток. Но даже в нём есть жалость. Нет жалости во мне, а значит, я не зверь”.   Вот что говорит об этом сам режиссер: “Мы не всегда любим людей за то, что они хорошие. Иногда нам нравится человек, который жесток с нами, делает ужасные вещи и заставляет страдать. Как учитель дзен — и вот именно это очень хорошо получилось у Джона Войта.”

Кстати, выбор исполнителя главной роли был обусловлен желанием Джона Войта. Когда-то этот актер (отец Анджелины Джоли) был так сильно впечатлен фильмом “Первый учитель” /1966/, что cам предложил Кончаловскому сотрудничество и в итоге сыграл одну из своих лучших  ролей. Ради этой роли Джон Войт много времени провел с заключенными тюрьмы  Сан-Квентин; с некоторыми из их они остались приятелями и по сей день. Эрик Робертс специально занимался боксом и набрал более 10 кг мышечной массы. В итоге фильм принес обоим актерам номинацию на премию “Оскар” – за лучшую мужскую роль и лучшую роль второго плана соответственно.

Ретроспектива известного режиссера вызвала интерес и даже ажиотаж среди публики. Фильм, показанный в этот вечер, привлекает в первую очередь захватывающим сюжетом. И все-таки это нечто большее, чем голливудский фильм-катастрофа. А. Кончаловский стремился к сочетанию зрелищных эпизодов со сценами психологического плана, больше свойственными европейскому кино. Оценить, удалось ли ему это и интересен ли фильм сейчас, публика и смогла в тот вечер в зрительном зале. Показ имел большой успех, что позволит дать утвердительный ответ  на этот вопрос.

Олеся Бобровницкая, специально для Musecube.

фотографии: Татьяны Старенькой.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.