Barrio Flamenco в арт-кафе «Дуровъ»: Скорый Москва-Севилья

fl-hat Вечером 26 августа на сцене арт-кафе «Дуровъ» было жарко… Хотя, стоп! Почему материал про концерт фламенко нужно непременно начинать с банальностей про знойные страсти? В этот вечер не по-августовски тепло, даже жарко, было во всей Москве – лето уже на излете вдруг вспомнило, что оно все-таки лето. Ну, а в «Дурове», где школа Barrio Flamenco и ансамбль Aflamencados представляли программу Noche Flamenca, то есть попросту «Вечер фламенко», было легко, ярко, радостно, вдохновенно и ритмично. И это уже не набор стандартных эпитетов, это – факт.

Московская школа танца, гитары и пения Barrio Flamenco в последние пару лет в Москве бывает не часто. Байлаору (танцовщицу) Екатерину Опарышеву и токаора (гитариста) Бориса Третьякова – костяк школы и ансамбля – проще встретить не на столичной Серпуховке, где изначально базировалась «Территория Фламенко», а где-нибудь на севильской Аламеде. «Вторая половина» Barrio Flamenco и Aflamencados, танцовщица Елена Таскаева, вместе с Себастьяном Санчесом делает свою школу FlamencoAndalu, разрываясь между Россией, Испанией и… Австралией. Впрочем, вся эта занимательная география никак не мешает Barrio продолжать существовать и вместе с коллегами по цеху нести культуру испанского юга в российские массы. В свою нынешнюю гастроль по родине, насыщенную мастер-классами и выступлениями, Катя и Боря привезли из Севильи возросший багаж знаний, мастерства и, конечно, огромную любовь к удивительному искусству фламенко. И всем этим с удовольствием делятся!

fl01На сцену «Дурова» помимо них вышли в минувшую среду московский гитарист Глеб Окунев, столичный певец Алехандро Реес, живущая сейчас постоянно в Севилье его аргентинская коллега Стелла Карбоне и целое соцветие учениц Barrio Flamenco: Полина Казанкова, Ольга Жарова, Евгения Кузнецова… Всех, увы, не упомню. Барышни, конечно, танцевали не сольно, в группе, но фламенко – не кордебалет, тут и в толпе каждый – солист.

Слово, наиболее точно передающее, что творила на сцене эта интернациональная компания – легкость. Да, во фламенко всегда есть нерв, надрыв, особенно слышный в пении. Да, вечер не свелся к самым жизнеутверждающим формам, типа танго и алегрии. Но все вместе – вокал, музыка, танец – создавали упоительную атмосферу легкости и свободы!

Свободу нисколько не стесняли (наоборот, помогали ей расцветать!) жесткие рамки традиционной структуры фламенковых концертов-таблао – этакий трехчастный конструктор:
гитарное соло
гитара + канте
гитара + канте + танец
Антракт. И во второй части – подъем по тем же трем ступеням вверх до кульминации – фиесты (от исп. «праздник»), где все желающие, как участники, так и зрители, выходят на сцену с импровизацией por bulerias.

fl02Правда, в данном случае, ступеней в обоих отделениях было не три, а четыре – за групповым танцем Barrio следовал сольный танец Екатерины. Да и в остальном программу минимум перевыполнили: вместо одной гитары – две. И два голоса вместо одного, сильный мужской и сочный, яркий женский, звучавшие то порознь – один кантаор поет, второй только отбивает ритм-пальмас, – то дуэтом, дополняя и обогащая друг друга.

Переполненный зал увидел фламенко таким, какое оно и есть: живым и очень разным. В первом отделении пестрая девичья стайка в белых / красных / рыжих / розовых / черных платьях, украшенный бахромой, танцует искрящийся тангос. Во втором трое из них в лаконичных брючных костюмах исполняют сдержанный мужской танец фарруку, обрамляя его короткими игровыми вставками. Тут не просто другая одежда, антураж, тут и пластика другая – более резкая, сухая – и настроение иное. Тангос – сценка из севильской ферии, испанский разгуляй; фаррука – этакие охотники на привале, то есть не охотники, а тореро, конечно, на отдыхе за карточным столом. Что приятно видеть и в том, и в другом случае – танцоры в музыке купаются, не просто делают заученные па, а искренне наслаждаются процессом.

fl03Оба вышеназванных стиля хорошо знакомы всем любителям фламенко, даже новичкам. А вот часто ли вы видите в наших пампасах таранто или абандолао? Впрочем, тут не учебник фламенкологии, так что прекращаю сыпать умными словами и предлагаю тем, кого не было в «Дурове» представить себе Катин танец: неумолчный стрекот кастаньет, длинный пышный шлейф черного платья (не удержусь все же: бата де кола)), подлетающий в воздух на поворотах в облаке серебрящейся пыли. Паузы, сменяющиеся неправдоподобно быстрыми, притом четкими и членораздельными движениями. Танец органичный, идущий изнутри. Байлаора сдержана, сосредоточена на себе, словно копит силы; затем резкий поворот, взмах рукой — энергетический посыл в зал. И вот она словно собирает что-то, подпитывается напряженным и радостным вниманием зрителей, и снова замыкается на своем, внутреннем, чтобы выдать еще больше во вне. Из зала ощущаешь эти «качели» физически, как вдох и выдох.

Надеюсь, смогла передать, дать почувствовать. Но все же лучше раз увидеть, чем 10 раз прочесть. Благо, возможность скоро представится: 15 сентябя Barrio Flamenco выступит в арт-кафе «Дуровъ» с новой Gala программой.

Елена Емышева, специально для MUSECUBE

Фотографии Дарьи Баландиной


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.