“Мой нежный зверь”: смертельная любовь в Малом театре

Повесть “Драма на охоте” относится к раннему творчеству Чехова – Антон Павлович написал её в 24 года, а позже не включал “Драму…” в свои собрания сочинений и в принципе не возвращался более к опробованному тогда жанру детектива, видимо, считая его недостаточно глубоким и заслуживающим внимания. Тем не менее, повесть обрела довольно широкую известность (сильнее всего поспособствовал этому, стоит полагать, фильм “Мой ласковый и нежный зверь”, снятый в 1978-м режиссёром Эмилем Лотяну) и нередко ставится в театрах.

Вот и Андрей Житинкин на сцене Малого театра представил свою версию прочтения повести Чехова, озаглавив её “Мой нежный зверь”. Сюжет знакомый: бывший судебный следователь Иван Петрович Камышев (Андрей Чернышов) приходит к редактору некоей газеты (народный артист России Валерий Афанасьев) и просит ознакомиться с рукописью: мол, дел нынче никаких, хочется подзаработать. Редактор, поколебавшись, начинает читать и погружается в бытие усадьбы развесёлого и не слишком умного гуляки графа Карнеева (народный артист России Александр Вершинин).

Вот в усадьбу приезжает долгожданный гость – Сергей Петрович (в нём и редактор, и зрители сразу признают самого “автора”, Камышева). Веселье, водка, разговоры о местных красавицах… Вот Сергей Петрович знакомится с дочерью безумного лесничего, юной Оленькой (Варвара Шаталова). Вот гость, восхищённый красотой и чистотой девушки, теряет голову – но внезапно узнаёт, что Ольга планирует выйти замуж за графского управляющего, Урбенина (народный артист России Александр Клюквин). И неважно, что муж будет старше на 30 лет, зато он обеспечит Оленьке положение в обществе – и, вообще, любит её, а это немаловажно.

И вот уже свадьба, а потом – всё, как задумал Чехов. Превращение Ольги из ангела в павшую, но вполне довольную своим положением женщину, достигающую своей цели, не взирая ни на кого и ни на что. Горе отверженного доктора Щура (Александр Волков), ибо его любимая, Надя (заслуженная артистка России Варвара Андреева), подстрекаемая собственным отцом (заслуженный артист России Пётр Складчиков), жёстко отказывает ему и планирует стать женой графа. Но, оказывается, это невозможно, ибо хитроумный Пшехоцкий (народный артист России Валерий Бабятинский) и его сестрица Созя (заслуженная артистка России Екатерина Базарова) давненько обстряпали собственное дельце…

А в итоге – убийство на охоте Оленьки, которое начинает, в соответствии со своей должностью, расследовать Сергей Петрович. Обвинён обманутый муж, Урбенин, поскольку ненадолго пришедшая в сознание жертва не назвала имя убийцы, а управляющий весьма кстати оказался на месте преступления. Истинного же виновника вычисляет редактор и прямо говорит в лицо Камышеву, что он и обагрил руки в крови Ольги (стоит заметить, что Житинкин делает Ивана/Сергея Петровича чуть более человечным, оставляя невольного свидетеля, одноглазого Кузьму, в живых, – в книге Камышев убивает и его).

Очень чеховский, очень грамотно психологически выстроенный спектакль, каждый персонаж которого – объёмный, настоящий человек, стремления и мечты которого вполне понятны и объяснимы (даже если они абсолютно не соответствуют жизненным установкам конкретного зрителя). Из всей компании персонажей к положительным (ну, за исключением слуг, которые сугубо нейтральны, и отца Ольги, старого лесничего, потому как он давно лишился разума) можно отнести, пожалуй, двоих. И то, безоговорочно – только доктора Щура (проникновенно исполненного Александром Волковым), ибо мотивы несчастной Нади Калининой можно счесть не безукоризненно чистыми.

Даже главная жертва всей истории – пожилой алкоголик Урбенин, на своё горе всей душой полюбивший Оленьку (невероятная, мощная, трагическая работа Александра Клюквина), – прекрасно понимает, что выходит девушка за него отнюдь не из-за высоких чувств, а потому, по сути, покупает себе невесту. Урбенин, будем честны, тоже убит Камышевым (никаких сомнений, что он, действительно, умер во время этапа на каторгу), хотя как раз этот факт нашего героя не особо тревожит. У Житинкина Иван Петрович чувствует на себе лишь один грех: убийство любимой женщины. И это даже не раскаяние – скорей, злость на судьбу, поставившую его в тупик.

А Ольга же – на самом деле тот нежный зверь, который и раскрутил всю цепь трагических событий. Варвара Шаталова мастерски демонстрирует постепенное раскрытие хищнической сути этой, трепетной и хрупкой поначалу, и такой безжалостной, познавшей цену всего в этой жизни в финале, героини. Конечно, Оля Урбенина своими руками вымостила дорогу к собственной смерти – и не подумайте, что я занимаюсь виктимблеймингом, ибо мы с вами рассуждаем о конкретной театральной постановке, а не о каком-то реальном событии, освещаемом в новостях. Житинкин чётко показывает, что гибель Оленьки – результат её игр с мужчинами и попыток найти место в жизни потеплее.

При этом режиссёр нисколько не обеляет Камышева – напротив, он крупными мазками рисует эгоцентричность и эдакую инфантильность персонажа (которые Андрей Чернышов воплощает филиграннейшим образом), привыкшего получать то, чего возжелал, а потому не сумевшего пережить даже не измену (сколько их было уже?) – унижение от возлюбленной. Иван Петрович убил не только любимую, но и себя самого. И его физическое разрушение, немощь и болезнь являются отражением гибели душевной.

Мораль проста: нельзя играть с чувствами людей. Людей, любящих тебя. Людей, тебе доверяющих. Тем более, что расплата может оказаться суровой…

Спектакль невероятно красив: художник Андрей Шаров довольно лаконично обставляет как гостиную в усадьбе графа Карнеева, там и квартиру Камышева, но создаёт чудеснейший “заоконный” мир – как мы потом осознаём, ту самую лесную поляну с ярко-голубым озером, на которой и случается драма на охоте, и которая неотвязным роком преследует героев повествования. Зрелище – волшебное.

Будет и живая музыка в исполнении перевоплотившихся в разудалых цыган солистов оркестра Малого театра заслуженного работника культуры России Михаила Иванова и Александра Иванова, а также великолепно вокализирующей Аксинии Пустыльниковой.

Впрочем, где, как не в Малом, смотреть настоящего Чехова – такого, каким мы его и представляем? Прекрасная режиссура, отменные актёрские работы, точное и глубокое прочтение классического материала, уместный юмор, искренний трагизм, эстетическое наслаждение от “картинки” – это всё сюда.

Приводите своих подростков и родителей, приходите сами – и пусть сверкающее лесное озеро, разлившееся на сцене Малого, сделает ваши души чище.

Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube

Фотографии автора можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.