Богемное настроение 21 века

Термин «Богема» появился во Франции в первой половине 19 века, определяя беспечный и эксцентричный стиль жизни художественной интеллигенции, т.е. актеров, музыкантов, художников и литераторов. При Советской власти в СССР таких людей, всегда имевших нестабильный заработок, называли «творческой интеллигенцией». Но времена меняются, термины остаются, а их значения приобретают более широкий смысл.

«Богемное настроение» — концерт русских музыкантов, исполняющих произведения французских композиторов с участием артиста балета Сергея Полунина и актера Жерара Депардье. Мероприятие состоялось 8 октября в Концертном зале им.Чайковского. По краям сцены огромные экраны показывали видео перед каждым выступлением, которое переносило зрителей на несколько веков назад и помогало войти в атмосферу предстоящего действия. Фортепианный дует Людмилы Берлинской и Артура Анселя в первом отделении исполнял композиции Мориса Равеля, Франсиса Пуленка и Клода Дебюсси. Цветовая освещенность рояля, который находился на середине сцены, менялась с произведениями и отражала настроение той мелодии, которую играли музыканты. Сергей Полунин вышел под музыку Дебюсси и представил свою хореографическую версию этого произведения. Зрители затаили дыхание, когда Сергей начал свое выступление. Гибкость тела, красивые движения и чувственность, в которой он сливался с музыкой, не давали отвести от него взгляда. Когда номер закончился, и объявили антракт, по выражению лиц в зале можно было судить, что люди не поверили в то, что будет продолжение, настолько полной и законченной была первая часть концерта. Однако настоящее богемное настроение было достигнуто только во второй части и нужно было непременно остаться, чтобы это понять.

Камиль Сен-Санс родился 9 октября 1835 года. Целое отделение концерта, отданное под его сатирическое произведение «Карнавал животных», посвящено дню рождения великого композитора. Прозвенел третий звонок, на сцене остался рояль, но появились стулья для других музыкантов. Тишина. Никого нет, хотя зрители уже давно сели на свои места и ожидают артистов. Вдруг прибегают два музыканта и быстро занимают свои места. Потом еще один прискакал, следующий приполз, еще двое крадучись добрались до стульев. Половина мест на сцене еще пустовала, когда раздался закулисный голос Жерара Депардье, читающий на французском языке Франсиса Бланша «Карнавал животных». Перевод Ольги Медведковой на русский язык, подготовленный специально для концерта, показывался на все тех же двух экранах по краям сцены. Через несколько секунд под бурные аплодисменты появился сам Депардье в строгом черном костюме и с книгой в руках. Его выступление тут же прервал один из музыкантов, который «опоздал» и быстро занял свое место у рояля. Вслед за ним выбежала девушка, виновато посмотрела на Депардье и села на противоположную сторону рояля. Карнавал «животных» начался с номера «Интродукция и королевский марш льва», в котором ритмичная повторяющаяся мелодия передавала гордость и величие этого животного, а виолончель и контрабас имитировали настоящее рычание. Звуки, напоминающие кудахтанье из номера «Курицы и петухи», создавались фортепиано и двумя скрипками, к которым позже присоединились альт и кларнет. Когда Депардье дошел до куланов, пианисты в быстром темпе сыграли часть «Куланы — животные быстрые». Номер «Черепахи» музыканты исполнили в спокойном ритме, напоминающем медленное движение этих пресмыкающихся. Жерар Депардье подходил к каждому музыканту и вел диалог, показывая, какой инструмент будет главным источником звуков, имитирующих животных. Когда он подошел к контрабасу, стало понятно, что сейчас будет звучать нечто басовитое, а это значит, что животное должно быть какое-то крупное и тяжеловесное. Так и было, музыкант с контрабасом сыграл номер «Слон», четко передав представление об этом животном. Прыжки австралийских «Кенгуру» и жизнь подводного мира «Аквариум» были прекрасно воспроизведены музыкой фортепиано. В этот момент Депардье резко направился за кулисы и вывел оттуда еще нескольких музыкантов, которые прятались за сценой и как бы нехотя заняли свои места. «Персонаж с длинными ушами» был передан скрипками, а номер «Кукушка в глубине леса» исполнялся кларнетом на фоне плавного фортепианного звучания. Наконец-то мы услышали игру флейты, на котором исполнялась часть «Птичник». После этого Жерар Депардье подошел к пианистам и зачитал им, что они довольно упрямые и тупые животные, на что те ответили грубым повторением гаммы в 4 руки. Последние три произведения очень хорошо знакомы русским слушателям и заслужили бурные аплодисменты после каждого исполнения. Это части «Ископаемые», «Лебедь» и финал, на котором выступили все представленные музыканты.

Получилось ли богемное настроение? Определенно, да! Объединение классической музыки, драматического искусства и балета создавало неповторимую атмосферу французского вечера прошлого столетия, а визуальный ряд на экранах и световые эффекты на сцене дали зрителям почувствовать богемное настроение в Концертном зале имени П.И. Чайковского в 21 веке.

Олеся Мойса, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Александры Солозобовой здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.