Дмитрий Хворостовский: «Музыка души и сердца»

Обладатель премии «Лучший голос» по версии BBC, изысканный баритон и один из самых ярких и востребованных певцов последнего 20-летия – Дмитрий Хворостовский по праву считается одним из лучших оперных певцов нашего времени. В его репертуаре более 30 ведущих оперных ролей: «Евгений Онегин», «Дон Жуан», «Риголетто», «Фигаро» и др., а также множество романсов: Чайковского, Бородина, Римского-Корсокова, Рахманинова, Глинки, Рубинштейна и др. Певец успешно выступает повсему миру: Wigmore Hall (Лондон), Queen’s Hall (Эдинбург), Carnegie Hall (Нью-Йорк), Musikverein (Вена) – и это далеко не полный список тех концертных залов, в которых с нетерпением ждут его выступлений. Дмитрий Хворостовский сотрудничает с такими выдающимися дирижерами, как В.Гергиев, Л.Конторович, Л.Маазель, В. Спиваков, Б.Хайтинк и многими другими. Впрочем, описать талант российского оперного певца словами невозможно. Его нужно слышать и желательно – вживую.

27 апреля в Концертном Зале им. П.И. Чайковского состоялся большой сольный концерт Дмитрия Хворостовского под названием «Музыка души и сердца», в котором певец выступил совместно с Академическим Большим хором «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича. Надо сказать, каждое выступление Хворостовского в России, а уж тем более в Москве, — событие значимое. Надо ли говорить о том, что на его концерты собирается добрая часть прекрасной половины нашей столицы, в то время как другая безумно ей завидует?

Вся концертная программа была пронизана русским духом; не случайно когда говорят о Хворостовском, упоминают и духовную музыку русских композиторов. Так чувствовать музыкальность русской души, глубину русской музыки и так проживать каждое мгновение может только человек с поистине русской душой. Павел Чесноков, Николай Голованов, Александр Варламов – это далеко не все русские композиторы, чьи песни были исполнены в тот вечер.

Первое отделение открылось с песни «Хвалите имя Господне» болгарского композитора Дибри Христова, далее последовали песни Павла Чеснокова «Блажен муж», «Совет превечный» и др., которые можно было услышать и в исключительно хоровом исполнении.

Среди всех композиций первого отделения следует особо отметить песню «Приидите ко мне все нуждающиеся» Павла Толстякова, которая была исполнена с особым, невероятно  эмоциональным посылом. Наверное, каждый сидящий в зале, ощутил всю силу и мощь прекрасного баритона.  Не случайно еще в 1990-ом году газета The New York Daily News писала о Хворостовском: «Последний из популярных русских баритонов… оказался обладателем самого прекрасного и изысканного голоса, который в настоящее время можно услышать из уст певца…». Зал рукоплескал после каждого исполнения, осторожно прерывая ту дребезжащую тишину, сопровождающую последние нотки летящего через весь зал голоса. Зато потом — шквал аплодисментов скатывался подобно лавине с верхних амфитеатров и балконов. Невероятный обмен энергетикой. Казалось, что все вокруг озарено каким-то теплым светом. И это было торжество духа, так славно завершившее первое отделение песней Александра Архангельского «Символ веры».

Второе отделение концерта было пронизано энергией совсем другого рода, а задала тон всему русская народная песня: «Уж ты, поле мое» в обработке А.Новикова. Вышли в новых костюмах и артистки хора, чьи бордовые юбки несколько как нельзя кстати вписывались в атмосферу нового отделения концерта, придавая еще больше задора народным песням. В исключительно хоровом исполнении были представлены несколько русских народных песен: «Как на Волге валы бьют», «Посеяли лен» и заводная «Из-под дуба, из-под вяза». Отдельно стоит упомянуть и песню знаменитого русского композитора Александра Варламова на слова Дмитрия Глебова «Вдоль по улице метелица метет». Потрясающе эмоционально исполнение Дмитрия Хворостовского заставило, наверное, каждого, ощутить тот невероятный размах русской души, который нашел свое отражение в этой песне. Продолжила тему русской души песня единственного композитора женщины в программе Елизаветы Шашниной на слова М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». И здесь невозможно не упомянуть о таланте Хворостовского, который умеет задеть своим голосом тончайшие струны человеческой души и передать все глубочайше философские смыслы, которые заложил автор в своем произведении.

И, наверное, неспроста в тот вечер не были исполнены ранее заявленные в концертной программе две итальянские пьесы «O sole mio!» Эдуардо ди Капуа и «Dicitencello vuie» Родольфо Фальво. При всем своем великолепии, они бы выбивались из ряда русских песен, если не по смыслу, то по звучанию. Поэтому в завершении концерта певец исполнил «Утверди Боже» А. Косолапова, что замечательно подчеркнуло тематическую и духовную направленность всего мероприятия, где все началось «похвалой к имени Господа», а закончилось «божественным утверждением».

Однако и это было не все. В завершении концерта Дмитрий Хворостовский поздравил дирижера Льва Конторовича  с присуждением ему звания Народного артиста России, а потом раздал все свои цветы, подаренные во время и после концерта, девушкам – артисткам хора. Но и это было еще не все. Несколько раз покидая сцену и возвращаясь на нее, Хворостовский, в конце концов, вернулся, чтобы сольно, без сопровождения хора, исполнить еще одну песню «Ах ты, ноченька». Это было невероятно утвердительное завершение концерта, после которого зал долго рукоплескал певцу, по-прежнему не желая отпускать его со сцены. Но всё имеет свойство заканчиваться. И русская сказка, подаренная Дмитрием Хворостовским в этот вечер зрителям Московской филармонии, закончилась, чтобы когда-нибудь повториться вновь…

Специально для MUSECUBE Юлия Антонова
Фотоотчёт Яны Иксановой смотрите тут


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.