Две эпохи оперетты в ЦДУ

Центральный дом учёных — эдакий островок безвременья в вечно спешащей Москве — имеет в своей афише цикл концертов под общим названием «Добрые песни для добрых людей». Без явного анонса и имен на афише этот цикл изредка намекает (и на том спасибо, конечно) лишь на жанр предстоящего действа. Один из недавних таких концертов был посвящён ее величеству Оперетте, и пропустить такое событие было решительно невозможно! Тем более, что занятыми в нем оказались ведущие солисты Московского театра оперетты: Юлия Гончарова, Владислав Кирюхин и Артём Маковский, которые, несмотря на довольно странное время начала концерта — 13 часов! — показали очень достойную работу, подготовив обширную программу!

Первое отделение было полностью посвящено классической венской оперетте: Штраус, Кальман и Легар отзываются в сердце любого поклонника жанра. И хотя аудитория почти полностью состояла из дам пенсионного возраста, в одном можно было быть уверенным: они знают и любят оперетту, они помнят не только корифеев жанра, но знакомы и с текущим репертуаром Московского театра оперетты, скучают по тем, кто пропал из поля зрения, и искренне рады тому, что благодаря солистам театра на Большой Дмитровке, 6, оперетта в Москве вполне себе жива и здравствует! Более того, именно этот концерт состоялся по просьбе постоянных посетителей этого музыкального цикла!

За роялем был артист Московского театра оперетты, пианист и концертмейстер, «человек-оркестр», как его называют коллеги, Иван Староверов, и одним своим появлением на сцене он напомнил многим традиции музыкального театра: каждый — абсолютно каждый — номер все солисты заканчивали жестом, демонстрирующим благодарность в адрес музыканта (ибо театр, как мы помним, продукт коллективного труда).

Ещё одной славной традицией опереточных концертов, в которых принимают участие артисты мужского пола, является Тост князя Орловского из оперетты «Летучая мышь», который обычно и открывает программу. И едва только в зал полилась чарующая музыка Иоганна Штрауса-сына, как воображение тут же нарисовало вокруг Владислава Кирюхина и Артема Маковского бокалы с «королём вина», вечерние туалеты и прочие атрибуты этого прекрасного спектакля. Буквально за пару дней до этого концерта Владислав Кирюхин блистал на сцене театра в образе Генриха Айзенштайна, заставляя искушенную публику хохотать, сопереживать и замирать на особенно сложных вокальных партиях. Здесь же, на пару с коллегой, звучало приветственное

Друзья мои, я очень рад,
Что вы пришли на маскарад.
И прошу вас всех,
Чтоб царил здесь смех
В эту ночь забав и утех!

И не успели стихнуть аплодисменты после бравурного «ура!», как на сценическое пространство выпорхнула Юлия Гончарова, выказав удивление от присутствия здесь «своего барина» — точный факт! Куплеты Адели стали идеальным продолжением концерта, воссоздав сцену из спектакля, с той только разницей, что после пощёчины веером Владислав Кирюхин удалился за кулисы, предоставив солистке возможность купаться в аплодисментах, исполняя одну из своих коронных репертуарных арий.

Суперсила Владислава Кирюхина состоит в том, что выходя с любым сольным номером, он являет, по сути, моноспектакль, смотря который, решительно невозможно догадаться, что этот артист в репертуаре театра не занят в этой роли. В недавно выведенной из афиши оперетте Имре Кальмана он много лет исполнял небольшую роль Пуассона, но каждое концертное исполнение этим артистом знаменитой арии Мистера Икса заставляет тихо сожалеть и надеяться, что однажды эта роль все же будет по праву его… В этот раз было какое-то новое — особенное — исполнение, которое в полной мере свидетельствовало о постоянной и кропотливой работе и саморазвитии солиста. И аплодисменты по завершении номера были просто оглушительными!

Логическим продолжением программы стал дуэт Мистера Икса и Теодоры, который позволил и степенно появившейся в такт музыке Юлии Гончаровой на какое-то время поменять амплуа и побыть героиней — в спектакле Московского театра оперетты солистка играла отважную простушку Мари, которая не только работала в цирке, но и саму Каролину сумела покорить!

Эстафету выведенных из репертуара спектаклей подхватила «Веселая вдова» несравненного Франца Легара: Артём Маковский представил выходную арию Данило, а следом — он же в дуэте с Юлией Гончаровой исполнил трогательный и полный нежности дуэт Ганны Главари и графа Данило (этот дуэт является классикой опереточной сцены, он исполняется, что называется, всегда и везде). Казалось, что абсолютно все в зале покачиваются на волнах чарующей музыки, погружаясь в акварель нот и пучину собственных грез. Даже ослепительное платье солистки не могло отвлечь внимания зала от карусели эмоций.

Концерт проходил без конферанса, артисты сами объявляли предстоящие номера, по очереди представляя друг друга, но песенку Бони из оперетты «Сильва» Владислав Кирюхин объявил лично, дав понять залу, что теперь — после прозвучавших уже лиричных арий — настала пора задора, активного энергообмена и горящих ладоней. Этот номер в исполнении этого артиста способен расшевелить любого: ведь Владислав Кирюхин не только отличный вокалист, но и танцует наравне с профессиональным балетом, и — что важно именно для Бони — умеет работать с залом!

Затем Юлия Гончарова выступила с выходной арией Сильвы, и хрусталь ее сопрано заполнил зал:

Хей-я, о, хей-я,
Там, в горах, в алмазном в блеске снегов, Хей-я, о, хей-я,
Я росла цветком альпийских лугов.

В антураже большого зала ЦДУ был особенно очевиден контраст с артисткой – на платье наконец все обратили внимание, в нем Юлия Гончарова была действительно похожа на редкий цветок.

Дань таланту маэстро Кальмана была также отдана арией Тассило из оперетты «Марица», которая однажды, но навсегда врезается в память строкой «Если вас придумал Бог, то ему сам черт помог». На моменте инструментального проигрыша (там, где в спектакле вступил бы балет) Владислав Кирюхин привлёк внимание к Ивану Староверову и активно слушал музыку, как бы подавая пример залу. Возможно, именно поэтому аплодисменты были особенно дружными и в «двойном размере».

Свою порцию оваций получил и Артем Маковский – зазвучала ария «Раджами» из оперетты Кальмана «Баядера». Восточная лирика и драматизм героя были отлично приняты залом!

Из этой же оперетты был представлен и номер «Шимми», также известный как дуэт Мариетты и Наполеона. Этот номер есть и в концертном репертуаре Владислава Кирюхина (и исполняется он обычно вместе с Василисой Николаевой), есть «Шимми» и в музыкальном ревю Московского театра оперетты – там его актуальное прочтение можно увидеть как раз с Владиславом Кирюхиным, Юлией Гончаровой, а также Ольгой Белохвостовой и Александром Бабиком. По сюжету этой зажигательной песенки Наполеон учит Мариетту новому для нее танцу – и здесь это было очень здорово обыграно, потому что Юлии Гончаровой пришлось исполнять хорошо впетый музыкальный материал, но непривычные танцевальные движения, она, будто нарочно, на долю секунды «отставала» от своего уверенного партнера. Как и любой каскадный номер от профи, «Шимми» была поддержала залом по первому же приглашающему жесту Владислава Кирюхина!

Второе отделение артисты полностью отдали советской оперетте. Трудно, наверное, в Москве найти более благодатные место и публику для подобных номеров.

Открыла эту часть концерта – в новом образе — Юлия Гончарова «Лунным вальсом» Исаака Дунаевского из кинофильма «Цирк», этот вальс имел огромное значение для композитора, был одним из самых любимых, он вдохновлял, вдохновляет и еще вдохновит многие и многие залы. Это было очень трогательное исполнение, и часть аплодисментов была адресована также искусному Ивану Староверову.

Песню Николки из оперетты Евгения Птичкина «Бабий бунт» Артем Маковский начал один, было ощущение небольшой «зелёнки» от партнера, потому что ближе к концу первого куплета солист у микрофона стал обнаруживать некоторое волнение, но Владислав Кирюхин «вышел из тени», вовремя вступил, и с первыми же нотами припева зал послушно зааплодировал.

Оперетта «Золотая долина» Исаака Дунаевского была представлена романсом Николая и Артемом Маковским – образ романтичного гидрогеолога с запутанной любовной историей (на фоне героических трудовых подвигов) солисту, определенно, к лицу и к репертуару.

Затем прозвучал дуэт Алексея и Вали из оперетты «Искатели сокровищ» Заславского – фрагмент этого вальса есть в «Grand Канкане» Московского театра оперетты, было очень любопытно услышать полную версию от Артема Маковского и Юлии Гончаровой.

«Как много девушек хороших» из кинофильма «Веселые ребята» знают и помнят буквально все, поэтому после первой же музыкальной фразы раздались аплодисменты, а начиная со второй — Владиславу Кирюхину подпевал весь зал, покачиваясь в креслах в такт музыке.

Севастопольский вальс (ария Аверина из одноименной оперетты Константина Листова) давно уже стал самостоятельным произведением. Свое выступление Артем Маковский предварил коротким рассказом о том, что он сам родом из Севастополя, о том, как много для него значат море и эта песня. Не совру, если скажу, что многие были растроганы и украдкой вытирали слезы.

Одно из самых любимых произведений Клавдии Шульженко – вальс «Молчание» Исаака Дунаевского из кинофильма «Веселые звезды» представила Юлия Гончарова. И, хотя в зале было немало зрительниц-ровесниц этого ревю, выросших на тех самых песнях, солистке удалось преподнести свое, более чем достойное, прочтение этого номера.

Песня Григория из оперетты Тихона Хренникова «Сто чертей и одна девушка» была спета Артемом Маковским – вокальные переживания советских труженников ему особенно удаются, лесник Григорий «принес» в зал ЦДУ ту особую эстетику многогранного композитора…

«Цирк зажигает огни» Дунаевского у многих ассоциируется в том числе с песенкой Глории – это не тот материал, который человек, не занимающийся вокалом профессионально, будет напевать для собственного удовольствия, но прослушать качественное исполнение – а у Юлии Гончаровой оно было качественным и достойным – всегда приятно.

«Весна идет» из кинофильма «Весна» также есть в репертуаре Владислава Кирюхина (в дуэте с Василисой Николаевой), тем интереснее было увидеть номер с другой партнершей: и это снова был маленький спектакль, где Юлия Гончарова восторженно радовалась смене сезонов, а Владислав Кирюхин был тем самым героем, о котором и повествует текст песни. Особо стоит отметить, что солист снова (кажется, в пятый раз за программу) сменил образ, а потому произошло самое настоящее погружение в эпоху. В городе как раз потеплело: возможно, благодаря этому номеру — весна идёт, весне дорогу!

Песню Никиты из оперетты «Холопка» Николая Стрельникова можно смело назвать отличным завершением концертной программы, мощный баритон Владислава Кирюхина заполнил весь объём зала, не оставив никого равнодушным!

В силу имеющихся традиций в финале опереточных концертов часто исполняется прекрасная «Карамболина» из оперетты «Фиалка Монмартра», и, поскольку в зале было много любительниц жанра, подпевали всем солистам многие.

Этот безымянный, по сути, концерт, который для подавляющего количества поклонников Юлии Гончаровой, Владислава Кирюхина и Артема Маковского (впрочем, и оперетты в целом) наверняка прошёл незамеченным, стал настоящим подарком для тех, кто все же был в зале (а зал, к слову, был полон!), и продемонстрировал профессиональную планку солистов и человека-оркестра, которые свидетельствуют об уважении к своему (пускай и случайному) зрителю, а также к своей работе. Браво!

Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотография автора


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.