Евгений Маргулис — «хаулин вульф» русского рока

«Мы здесь играем впервые», — поясняет Евгений Маргулис со сцены клуба «16 тонн». Последний раз он выходил на эту сцену лет 15 назад ещё в составе другой группы. А 7 ноября здесь состоялся первый в истории клуба сольный концерт музыканта. Группа выступает в полном составе: Евгений Маргулис (вокал, бас), Михаил Клягин (гитара), Евгений Лепендин (ударные), Александр Дитковский (труба) и Борис Плотников (харп).

Евгений Маргулис
Концерт в «Тоннах» открыла композиция «Надоело». Бас-гитара Евгения Шулимовича, как обычно, ленива, она подчеркивает, самую малость акцентирует, но не играет самостоятельной роли. Он вяло перебирает пальцами, и одной струны, кажется, более чем достаточно. Ведь, как известно, он играет «просто для себя», а его творчество соткано «из порванных струн и разбитых идей».

И всё же концепт меняется. Ещё недавно Маргулис был известен в первую очередь как бас-гитарист одной достаточно известной команды. Периодические уходы в автономное плавание и следовавшие за ними камбэки погоды не делали. Многие годы фактический статус музыканта оставался без изменений. Лишь сейчас, спустя несколько лет после формального освобождения, сольный Маргулис претерпевает заметные метаморфозы. Хочет этого Маргулис или нет, пропала являющаяся элементом имиджа расслабленность, «оправдывающая» то, как исполнялся материал. Он это и сам косвенно признает: «Мы, кстати, к старости играть научились». Но дело, конечно, не в «играть», а в мотивации. Начавшаяся разгоняться с альбома 2013 года под названием «Маргулис» именно сейчас группа достигла по-настоящему крейсерской скорости и звучания. Дальше – очевидно, только стадионный формат, в котором, увы, не будет места андеграундному шарму. И это будет уже совсем другая история, на которую Маргулис, к счастью, вряд ли согласится.

Михаил Клягин
Но даже сейчас при звуке голоса Маргулиса по залу с одной стороны проносится шелест ностальгии, а с другой ощущается невольно возникающий когнитивный диссонанс: публика пришла на одного Маргулиса, а слышит другого. Лучше или хуже? Интереснее или скучнее? Ожидания подтвердились или наоборот пришедших постигло разочарование? Лично мне нравится и даже очень! И ведь это всё тот же Евгений Шулимович! «Каким прекрасным гадюшником был клуб «16 тонн!» — вздыхает Маргулис, вызывая у собравшихся состояние восторга. Такие слова мог произнести только он, он из прошлого, из того самого хиппового прошлого с «продавленными диванами», «перекрашенными шатенками» и «уходящими рок-н-роллами». И тут же Маргулис размахивает руками, встаёт в нарочито комичные псевдогероические позы, как бы «вызывая» из зала духов фанатства. Судя по всему, это паясничанье ему даже в кайф. «Так прикольно быть певцом! — восклицает Маргулис и шутливо объявляет следующую композицию, — песня-юмореска, песня о любви, которая неожиданно меня прославила». Возможно, читателя могла озаботить проблема бронзовения? По-моему, волноваться нет ни малейшего повода, ибо до бронзы – как до Луны. Вот и «Когда ты уйдёшь» исполняется с многочисленными вокальными мелизмами и фирменными маргулисовскими «ля-да-да-дэу», «на-нэ-на-нэ-нау», и бесконечным завываниям, которым в бронзовых понтах просто не может быть места.

Александр Дитковский
Последнее приобретение коллектива — один из флагманов екатеринбургского блюза Борис Плотников, присоединившийся к группе Маргулиса не так давно, но быстро ставший фигурой, фактически определяющей звучание команды. Теперь харп — ещё одна доминанта на сцене и отдельное шоу. В обработках стало существенно больше ритм-н-блюза. «Подруга номер пять» уже сейчас играется в форме бодрого шаффла. Традиционное инструментальное буги Михаила Клягина исполняется теперь исключительно поквадратно, которые присутствуют не только чисто номинально, но и по разнообразию звучания и солистов. Вдобавок ко всему Плотников играет с микшером, добавляющим всякие разные звуки, а в результате саунд коллектива стал более насыщенным, а минимализм сменило многозвучие.

Борис Плотников
«Сюрпрайз» концерта – молодые протеже Маргулиса – Ромарио и Колямба. Композиция «Улетай, моё похмелье» вполне бы могла оказаться в репертуаре Маргулиса. Собственно, он её и исполняет. Правда, на бэк-вокале. Впрочем, это не единственная песня, написанная не самим Маргулисом.

«Мы решились сыграть каверок», – интригует музыкант. Звучит «Арлекино». Редкое исполнение не менее редкой версии, которая ценна сама по себе. Маргулис исступлённо дёргает одну струну, всё дёргает, и дёргает, а потом начинает выть. Бесконечно, медитативно, забыв о публике – эдакий хаулин вульф русского рока.

Старые хиты «Шанхай блюз» и «Мой друг лучше всех играет блюз» традиционно оставлены на закуску. Их слушает и слушает бесконечно уже не одно поколение фанатов. Ругают за то, что приелись, и всё равно исполнение неизменно у всех вызывает восторг. Старые вкусняшки – всегда здорово, но, честно сказать, мне вдвойне приятно, что публика знает и любит вещи, написанные в последние годы. А лучшее этому подтверждение – битком набитые «Тонны».

Евшпний Лепендин
На бис музыканты исполнили песню с коротким названием «ОК».

«Эта песня, в общем, ни о чем.
Может быть, о том, что город спит,
Или о моих друзьях, я не видел их давно.
Просто мне сегодня хорошо»

Музыканты покидают сцену. Уходят и зрители. Уходят с привкусом грусти от закончившегося концерта, но с предвкушением новых встреч. А они будут. Скажу вам по секрету: в конце декабря у Евгения Маргулиса юбилей, а посвященный этому концерт состоится в 29 февраля в «Театре эстрады». Вот там то уж надо быть всенепременно!

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Екатерины Головиной здесь

P.S. Авторы материала благодарят менеджмент Евгения Маргулиса за предоставленную возможность посещения концерта.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.