19 июня
в Светлановском зале Московского международного дома музыки состоялся, наверное, самый необычный и интригующий концерт фестиваля «Африка-Америка». Выступал проект MoZuluArt, в музыке которого прозрачные мелодичные творения Моцарта объединены с африканской музыкой зулусов. Проект объехал много стран, и везде его ожидали аншланги и овации. Более чем доброжелательно был принят он и в Москве.
А началось всё в 2005 году, когда музыканты зимбабвийского госпел-трио Insingizi Dumisani “Ramadu” Mayo, Vusa Mkhaya Ndlovu и Blessing “Nqo” Nkomo приехали в Вену, где познакомились с помешанным на африканской культуре пианистом Роландом Гугенбихлером. Так родилась идея сделать совместный проект. Иногда к проекту присоединяются солисты Венского симфонического оркестра.
Название концерта Gospel Meets Mozart оправданно и неоправданно одновременно. Конечно, это фьюжн в полной мере, т.е. совмещение несовместимого. И в течение всего концерта никак не удаётся отделаться от мысли, что они прикалываются. Впрочем, вполне может быть, что примерно с этого всё и начиналось, ведь микс музыки Моцарта и африканских мелодий – штука изначально шуточная и спорная.
На сцене квартет венцев и Гугенбихлер. Insingizi пока нет. Звучит Моцарт. Фантазия d-mall. Вступает фортепиано и из-за кулис выплывает Рамаду. Следом Вуза Мхайя и Блессинг. После склейки начинают петь зимбабвийцы. Но это именно склейка. Вступает тамтам. Так под завывания и перестуки пьеса и заканчивается.
Переминаясь с ноги на ногу, певцы пытаются вести себя строго, даже чопорно. Но разве это возможно, когда двое из них в кедах, а третий и вовсе в шлёпанцах?
Bheka Kimi – это смесь госпела и cнова… Моцарта. Но, опять же, нет объединения, нет проникновения культур, а есть всего лишь склейка. Время идёт, а ощущение некоей искусственности и шуточности происходящего не проходит. Конечно, подобные мысли приходят в голову и тогда, когда видишь, как под музыку госпел происходят похороны или просто служба, во время которой поют и танцуют, восхваляя всевышнего. Но там всё-таки нечто другое, там боковая ветка, а тут серьёзные «взрослые» претензии.
Музыканты создают собственные композиции с авторскими мелодиями и текстами, явно находясь под влиянием сочинений венского классика. Впрочем, всевозможные переделки – судьба любого популярного продукта искусства. Что только с Моцартом в разные годы не делалось. Переживёт он и попытки скрещивания с африканской культурой.
Гугенбихлер иногда называет то, что они делают, музыкальным кроссовером. Но, нет и ещё раз нет. Взимопроникновения и даже пересечения не получается. Есть только встреча, встреча на обочине, когда два авто идут параллельными курсами. Приостановились на обочине оживлённого шоссе, чтобы перекинуться парой фраз, и двинулись дальше, ибо на деле слишком уж далекими оказываются друг от друга культуры континентов.
Но это, если всерьёз придираться. А так… экзотичный, яркий и красивый концерт получился. Публике понравилось. Вот только всегда ли факт того, что публике понравилось является определяющим в оценке качества и интересности показанного?
Текст: Андрей Ордальонов
Фото: Александр Минченко
Добавить комментарий