Начало юбилейного тура группы Catharsis


«Отдельные успехи некоторых советских композиторов в области создания новых песен, нашедших признание и широкое распространение в народе, не меняют общей картины плохого положения».
Из постановления Политбюро о формализме в советском искусстве 1948-го года.

Никто и не заметил, что в конце 1990-х и начале 2000-х в России случилась эпидемия в результате которой на сцене появилась целая орда музыкальных групп, профессионально играющая heavy metal, поющая на русском языке, имеющая приемлемые для любого обывателя тексты (прим.ред.: автор вводит здесь игру слов с отсылкой на создателя метал-опер «Эпидемию» и стандарт русского power «Арда») — у них быстро появились записанные на европейском уровне альбомы, качественные площадки для концертов и своя публика; все они были хороши, но абсолютно однообразны.

Орда эпидемии копировала «Арию», а «Ария» после ухода Кипелова стала копировать эпидемию орды. Солидных конкурентов, как показало время, так и не нашлось, пока в 2005-м на своих мощных «Крыльях» не взлетел «Catharsis»!

После Blind Guardian и Rhapsody трудно придумать новое и втиснуть себя между Nightwish и Stratovarius — группе «Catharsis» это удалось, и дело не только в текстах незабвенной Маргариты Пушкиной (которые западают в души и уши), хитовых мелодиях (что звучат в вагонах метро и подземных переходах), а в постепенном правильном выборе своего эклектичного стиля. Проще говоря: «Я, вроде, уже это слышал, но у них как-то по-новому, и цепляет».

16 сентября «Catharsis» (или, как принято у фэнов называть своих кумиров, Катары) приехали в Питер: повод серьёзный – четверть века группе, первый концерт в рамках тура по всей стране.

Клуб Aurora достойное место для звёзд мирового уровня, но звук вначале выдал не совсем сбалансированный: флейту еле слышно, звучание скрипки — только через один портал слева, а бэк-вокал клавишницы уходил в пустоту. Впрочем, ошибки звучания исправили, а свет здесь обычно хорош: резкая графика соответствовала бурлящему театральному действию — именно театральному! «Catharsis», как и все современные группы симфо-металла, демонстрирует тему битвы добра и зла, а эффект этой алхимии выплёскивает на слушателей.

Пронзительный боевик «Кто ты?» хлестнул зал, «актёры» — на местах, публика моментально отвечает кругом слэма, что довольно удивительно для полукамерной неоклассики. На самом деле, музыку «Catharsis» только условно можно отнести к тяжёлой сцене, многие композиции по своей структуре ближе к арт-року, а исполнение многих партий вообще не соответствуют жанру, которому глупо хотят приклеить обязательное название, вроде sympho power metal.

И это очень здорово, что «Catharsis» — иные! Судите сами: главный идеолог, продюсер, автор музыки большинства песен, вне всяких сомнений, — лидер, всегда волочивший за собой группу в самые плохие времена, просто держит красивые позы и слегка — ритм на гитаре. Игорь «Jeff» Поляков, конечно, не отбывал номер, но если бы его заменил любой гитарный техник, на звуке это бы никак не отразилось. Олег «Mission» Мишин исполнял все соло — как на гитаре и на флейте — видят Бог с Иэном Андерсоном (Jethro Tull), настолько виртуозно, что не помешало бы ему ещё и клавесин подсунуть. Главного гения музыки — Юлию «Red» Чумакову — «спрятали» в дальний левый угол сцены, но именно она, с самого начала коллектива, и извлекает те самые мелодии из клавишных, принёсшие заслуженную славу группе — не гитарные солирующие рифы, нет, в «Catharsis» это происходит именно так.

Приветствие Олега Жилякова: «Добрый вечер столица, наша самая культурная!» — тонуло в скандируемом эхе: «КатарсИс, КатарсИс!». Публика собралась очень живая, весьма осведомлённая (зашедших «по случаю» почти не было) и, увы, довольная возрастная — у молодёжи нет мотивов слушать такие тексты и академический вокал; факт налицо: молодые выбирают другое — зал Aurora видел и другую наполняемость.

Тяжёлое поливалово из всех инструментов на исполнении «Сердце мира» встряхнуло и расшевелило — у сцены стало плотно, концерт пошёл, а спидушные риффы «Гонки за мечтой» всё-таки заставили задвигаться не только первые ряды.

Рок-н-ролльное раздолбайство — святое дело, главное, чтобы дело не превращалось в раздолбайство. У Катаров с этим всё нормально – Жиляков с Графом прямо на сцене устроили подношения кубков друг другу под рев из зала: «Пей до дна!»

В исполнение «Оставь наше небо» музыканты вложили такой посыл, такую злость и боль, что даже секьюрити переместили фокус на сцену и бармены за стойками задумались. Реакция зала ошеломила, VIP на своих этажах вскочили, многие стали смотреть по сторонам. Эта песня написана в 2014-ом году, просто она нашла своё место во времени, стала актуальна в наши дни…

У многих сегодняшних фронтмэнов есть харизма, голос (с которым они даже умеют обращаться), удача, и, как следствие, — слава. Олег Жиляков в этот вечер доказал, что обладает всем вышеперечисленным — его концертные интерпретации приближены к студийным — он чертовски хорош при минимально выставленном уровне звука!

В целом, все участники — несмотря на серьёзные пафосные тексты, музыкальный материал, требующий полной концентрации — абсолютно лихие и весёлые ребята. Очень хорошо этот настрой передаёт в своей байке Жиляков, как вступление к очередной песне: «Зашёл я накануне к своему хорошему другу, и мы пили с ним виски. Слово за слово, всё по-русски. Он говорит – давай побуцкаемся, один приём покажу. Я ему – у меня завтра концерт! Ты меня только не помни. Тух-тух! Утром встаю, раздулся весь, зубы почистить не могу. Говорю ему: «Я тебе же говорил, не мни меня, пОмни, не помнИ!» А он перепутал».

После этого ребята, прошедшие каждый свой собственный тернистый путь выдали романтическую эпичную «Помни меня»!

Но до этого был знаменитый «Имаго» со скорострельными вибрато и монументальный сокрушительный «Hold Fast».

Порталы перекричали, пол почти не дрожал, немолодая аудитория всё-таки дала жару. Утверждать можно следующее: такая дерзкая энергия музыкантов задаёт очень высокую планку для молодых. Движение по сцене, стойки а-ля хэви, пускай даже заготовленные жесты для публики — и, что самое важное, реакция на ответ из зала.

Забавно, но именно басист Александр Тимонин был неким передатчиком энергии, ближе всех стоял и больше всех общался с фэнами под сценой. Да и барабанщик Анатолий Левитин очень органично смотрится, а главное, не строит из себя Майка Террана (Rage, Gamma Ray и пр.), не месит лишнее, держится увереннее всех предыдущих драммеров в группе.

А вот теперь про важнейшего музыканта, кардинально изменившего облик и отчасти звучание группы за последние годы: Ольга Петрова, как драгоценный металл, облагораживающий железо, влилась в коллектив 3 года назад, накануне концерта с симфоническим оркестром. Она не играет на скрипке, а нападает на неё, смычок для неё будто не часть инструмента, а скорее, казачья шашка, которой она машет над головой, — классическую позицию она не приемлет, и трэшеры скромно краснеют после её слэма на сцене. Ярости и грации – вот чего прежде не хватало «Catharsis»! Если без эмоций, то музыкальные педагоги Ольги, уверен, как и ее слушатели, правильно принимают отход от традиций.

Смелость и честность всегда вызывают уважение. С первых секунд клавишного интро «Крыльев» Жиляков спустился в партер, уверенно занял место посреди зала и продолжил концерт оттуда. Ситуация мгновенно поменялась – те, кто рубились и слэшпитили 5 минут назад, дружно взялись за руки и сформировали намертво кольцо вокруг Олега. Эмоции между удивлением и восторгом! Весь зал собрался вокруг того кольца, а «Крылья» летели превосходно. «Всегда хотел побывать на концерте «Catharsis»!» — подытожил Олег в конце. Хохот фэнов перекрыл аплодисменты. Что может быть лучше?

Финал получился цельным и симпатичным, несмотря на очередной звуковой «косяк», — вокалист группы «Эсента», бывшей в этот вечер на разогреве у «Catharsis», Владимир Щаулов, так бойко взялся за микрофон в дуэте с Жиляковым на «Воине Света», что техника просто не сработала. Была, с одной стороны, неприятная ситуация отказа аппаратуры, а с другой, — такой кайф от импровизации, находчивости: как музыкантов, так и именно вокалистов.

Но, в конце концов, классика была исполнена на должном уровне. Чистый, приятный, энергичный звук, вокальная форма, работа музыкантов — это просто высшая проба и эталон для следующего поколения!

На данный момент — это был один из лучших концертов подобной музыки: в России тьма групп играющих подобную музыку, но на свету пока только одна.

Алексей Ромененко специально для MUSECUBE
Фотографии Дарьи Булыгиной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.