Ночной изюм Миши Рахлевского и камерного оркестра KREMLIN

Наличие у музыкального коллектива даже не репетиционной базы, а собственного зала, — безусловно, роскошь. Десятки, сотни и тысячи самых разных ансамблей всю жизнь довольствуются съёмными помещениями, что не мешает некоторым из них выступать на престижнейших сценах России и других стран. Тем не менее, ограничения очевидны. Одновременно с этим, для большинства своя площадка может оказаться, скорее, обузой, чем благом. А интересен такой вариант, прежде всего для того, кто фонтанирует собственными идеями, кто не ограничивается традиционным концертным форматом, а хочет устраивать смешанные перфомансы и инсталляции. (какое ужасное новомодное слово, не правда ли!?)

Камерный оркестр KREMLIN обзавёлся собственным залом — помещением бывшего цеха бывшего хлебозавода с каким-то там номером на Звенигородском шоссе, 11. Весь комплекс зданий – как музыкальная шкатулка, до краёв наполненная разными звуками: здесь и рок-клуб Barricada (ex-HLEB), и магазин Рок-Бункер, и репетиционные базы, а теперь ещё и концертный зал классического оркестра. Забавно было, когда в перерыве между произведениями аплодисменты стихли, и в зале воцарилась тишина, из-за стены стали явственно слышны густые риффы бас-гитары, на которой играли явно что-то тяжёлое. «Это временное явление. Мы ещё не решили все проблемы со звукоизоляцией, но когда решим, ничего слышно не будет», — поясняет художественный руководитель оркестра Миша Рахлевский.

Впрочем, от Миши сложно было ожидать какого-либо иного хода. Только он способен превратить мановением дирижёрской палочки цех хлебзавода в концертный зал с волшебной акустикой. У площадки ещё даже нет названия, и то, в каком состоянии зал пребывает сейчас, в полной ответственностью можно назвать industrial style. Возникают ассоциации с разбомбленнём блокадным Ленинградом или расстрелянным в упор Цхинвалом. Но всё это временно, ремонт и даже аккустика – дело наживное, а уж зная Мишину неуёмность, даже сомнений не возникает, что совсем скоро зал будет приведён в порядок и обретёт название. Однако, уже сейчас площадка функционирует, и концерты идут, с чем можно поздравить всех любителей классической музыки.

Первое выступление состоялось 1 октября. Программа, посвящённая новоселью, полна сюрпризов – полнейший винегрет. KREMLIN, как всегда с жаром и одновременно с лёгкостью, прошлись по всему спектру жанров и стилей, по всему, что они умеют.

Начав с хоть и подвижного, но солидного и торжественного Баха (Бранденбургский концерт №3, ч.1), музыканты перешли к певучему ласковому и неторопливому Моцарту, порывистому Шуберту (Quartettsatz c-moll) с забавным бурлящим оформлением виолончелей и контрабасов. Забавным, благодаря аранжировке – в стандартном квартетном переложении такая выпуклая фактурность не так заметна.

Исполняется Меланхолическая серенада для скрипки с оркестром Чайковского. Солист – Евгений Правилов (скрипка). Взмах дирижёрской палочки, короткий взгляд на солиста, и вот уже заботливый Миша переворачивает Евгению страницу партитуры.

A la Pointe – пьеса Эскандера Бекмамбетова, скрипача оркестра — от классики «традиционной» колоссальный скачок в век XXI. Но разве хуже она, чем творения великих композиторов прошлого?!

«Когда здесь закончится реставрация, в зале будет постелен паркет. Мы будем на сцене, а зрители превратятся в танцоров и будут танцевать вальсы, польки и гопаки под… очень неплохой оркестр», — улыбается Рахлевский. И в самом деле, планов громадьё: на одной из стен представлены макеты различных архитектурных решений, различных направлений развития концерной зоны (в том числе создание зала-трансформера, выставочных площадей и т.п.)

После вальса «Голоса весны» Штрауса исполняются танго (из фильма «Запах женщины) Гарделя и St.Louis Blues, написанный W.C. Handy.

«Классическая музыка умирает уже лет 300, поэтому мы на всякий случай научились вот этому»Гершвин с его «I’ve Got Rhythm» в исполнении камерного оркестра – уже самое настоящее взаимопроникновение, синтез культур, синтез времён и эпох. Для других классических коллективов включение Гершвина в программу выглядит, что бы они не говорили, скорее, перфомансом, для KREMLINа же такой шаг настолько естественен, что иное даже представить себе сложно. У Рахлевского так должно быть, потому что это единственный путь существования и развития, когда всё вместе, всё вкусно, сочно, да и ещё и красиво подано.

Финальная вещь концерта – «собранная Эскандером Бекмамбетовым» сюита на музыку из фильмов Чарли Чаплина. Впереди только бис — Happy Birthday To You в фирменной кремлиновской аранжировке. По словам Рахлевского, «по версии youtube», это одна из наибюолее востребованных композиций, исполняемых оркестром.

Концерт закончен. Фирменное блюдо камерного оркестра KREMLIN под названием «Классика для полуночников» образца осени 2012 года подано. Но это только 1 октября. Впереди ещё много не менее интересных вечеров: танго, цыганское трио, Аркадий Шилклопер со своими многочисленными трубами, барокко. Вивальди и многое другое. Хронометраж «полуночников» невелик, а поздний вечер очень быстро переходит в ночь. Такие выступления чем-то похожи на бабье лето, которое, вроде, только что было, и вот его уже нет, но от этого фирменная серия KREMLINa не менее интересна, ведь программа каждого выступления – это специальная задумка, это идея, азарт, это изюм на изюме, это сливки всего многообразия музыки, созданной для струнного оркестра с гостями.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Александра Минченко здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.