Нумерологическое таинство «Трёх композиторов»

18 мая на территории студии документального кино «Лендок» состоялся премьерный концерт трёх петербургских композиторов – Александра Карпова, Ильи Демуцкого и Ивана Кушнира. Организатором мероприятия стал продюсерский центр «КонтАрт», главная задача которого – реализация творческих проектов в сфере театрального, кино- и музыкального искусства. Так случилось, что в этот день все три вида искусства тесно сплелись воедино на небольшой импровизированной сцене киностудии.

Как признаются сами композиторы, решение объединить своё творчество связано, прежде всего, с основной задачей каждого из них, а именно – доказать, что современная классическая музыка может составить конкуренцию популярной музыке во всех отношениях. Тем не менее, у каждого из ребят есть своё эксклюзивное видение того, какой должна быть современная классическая музыка, и это они продемонстрировали во время своего выступления.

Первым с программой «Числа» на сцену вышел Илья Демуцкий. Ни одно из произведений из этого цикла не имеет названия, но для каждого есть своё числовое соответствие. Илья связывает это с мистическим опытом общения отдельно взятого человека с числами, которые обладают не меньшей силой, чем слова, о чём ещё много веков назад писал философ, математик Пифагор.

Свою связь с числами Илья выражает через музыку. Едва пальцы музыканта коснулись клавиш фортепиано, на специально установленном экране появились цифры «6» и «9» — название первого произведения. В нумерологии эти числа считаются самыми сильными. 6 – символ целостности и спокойствия, 9 – постоянства и цикличности. Благодаря великолепному исполнению музыкантов и меццо-сопрано Марии Уваровой, все символы обрели форму. Последующие числа также имели свой характер и вполне соответствовали своему значению в нумерологии. Каждая композиция сопровождалась своеобразным видеорядом, погружающим в мир, где числа и люди – единое целое.

Следующим выступил Александр Карпов с циклом «МЫ», написанным композитором под впечатлением от прочтения одноимённого романа Е. Замятина. Роман описывает жизнь людей в далёком будущем, где каждый человек – это отдельно существующий Номер. Все Номера, ведут строго регламентированную жизнь, в которой совершают действия в одно и то же время и по написанному сценарию. Здесь нет понятия личности, есть только «Мы». Сам Александр говорит о своём цикле «Мы» так: «Спустя почти столетие с момента первой публикации не может не пугать огромное количество совпадений в содержании этой книги с сегодняшней реальностью. Не только в России, но и во всём цивилизованном мире. Это и многое другое побудило меня воплотить эту историю в музыке». Каждое произведение описывает характер того или иного героя романа и максимально точно передаёт атмосферу, в которой жили все персонажи. Видеоряд, подобранный для этого цикла, также придавал ощущение вовлечённости всего человечества в единый процесс программирования. Пунктиры, чёрточки, калейдоскоп и другие видео эффекты то появлялись на экране, то исчезали с него. Глубина чувств и широта мысли – так можно кратко охарактеризовать творчество Александра Карпова.

Замыкал тройку композиторов Иван Кушнир. Его цикл произведений назывался «M.F.T.D.P». Иван пишет музыку в основном для мюзиклов и театральных постановок. В своей премьерной программе он объединил несколько композиций, написанных для балета «Шинель», а также исполнил увертюру к спектаклю «Лёнька Пантелеев». Визуальных спецэффектов у композитора было очень мало, т.к. ещё в самом начале своего выступления Кушнир дал понять публике, что ему «не нужна видео мазня, он работает практически без видео». Действительно, выступление было столь ярким, что после каждой композиции слушатели некоторое время не могли придти в себя, сидели с широко раскрытыми от удивления глазами и лишь спустя несколько секунд аплодировали и кричали «Браво». Не обошлось и без сюрпризов. В завершении программы прозвучало произведение из «Лёньки Пантелеева», которое только недавно было написано и ещё не успело увидеть свет. Фактически люди, пришедшие 18 мая в киностудию «Лендок» на концерт «Три композитора» стали очевидцами рождения нового шедевра. Кроме того, вместе с Кушниром на сцену вышел специально приглашенный гость – Максим Диденко – режиссёр спектакля «Шинель», созданного по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя. Максим исполнил произведение «Флейта – позвоночник» по поэме Владимира Маяковскоо. Сами музыканты называют этот номер программы своеобразной «пост-хип-хоп ораторией».

В общем, пространство киностудии превратилось на один вечер в хранилище таинств и мистических связей. Стены «Лендока» надолго запомнят проникновенные голоса скрипок и виолончели, эхо барабанов и хороводы чисел на стенах.

Галина Пышногорай, специально для MuseCube
Фотографии Юлии Атапиной смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.