В субботу, 16 октября, в Малом зале петербургской филармонии состоялся концерт, посвященный 55-летию выдающегося русского композитора Леонида Десятникова. Безупречное чувство юмора главного постмодерниста отечественной музыки было изящно отыграно в названии и содержании юбилейного вечера. Состоящая из десятниковских транскрипций сочинений других авторов (в диапазоне от Пьяццоллы и Стравинского до советских песенников) программа «Second Hand», вместе с тем, достаточно ярко представила как одно из главных направлений в творчестве именинника, так и его композиторский метод в целом.
Творческому сознанию Десятникова всегда была свойственна необычайная культурная широта. Временные пласты в его музыке парадоксальным образом сосуществуют — синхронно звучат барочный морок, романтическая надломленность и эстрадный драйв.
Глубокий, иронический диалог с культурой прошлого и настоящего закономерно вывел композитора в чистый жанр — авторскую интерпретацию, которая в руках художника подобного масштаба стала еще и рефлексией о конце прекрасной эпохи.
Вошедшие в первое отделение концерта танго-произведения Астора Пьяццоллы, блестяще аранжированные Десятниковым в середине 1990-х по заказу скрипача Гидона Кремера, помимо виртуозного владения инструментовкой, наглядно продемонстрировали умение композитора деликатно и остро переосмыслить исходник, практически не меняя текст.
Скрипач Илья Иофф и его ансамбль «Дивертисмент», изумительно исполнившие первые два фрагмента, к концу отделения все же не смогли избежать бордельных обертонов, добавивших жгучей страстности этой музыки ненужного легкомыслия.
Кульминацией второго отделения стало исполнение одного из самых значительных произведений Десятникова – трех песен советских композиторов из музыки к кинофильму А. Зельдовича «Москва», в которых нарочитый лиризм послевоенных хитов свинцовым эхом раздается сквозь толщу культурных потрясений — и рождается заново.
Истеричный вокал Ольги Дзусовой и несколько разнузданный ансамбль под руководством пианиста Алексея Гориболя не смогли нарушить волшебства, генерируемого музыкой, хотя их исполнение вступало в противоречие с ее концепцией, требующей формальной собранности и холодноватого лоска. В этот вечер вообще все шероховатости отступили перед величием композиторского дарования Десятникова. Сам он, выйдя на сцену в финале, растерянно принял громогласную овацию публики (большую часть которой составляла культурная элита двух столиц, после концерта образовавшая длинную очередь в гримерку) и десятки цветочных букетов. Казалось, есть странная ирония в том, что такое восторженное признание неожиданно приходит к человеку, работающему над балетом под названием «Утраченные иллюзии».
Специально для MuseCube — Дмитрий Коробков
Фото — Александр Коряков
Добавить комментарий