Варган, кантеле и диджейский пульт — так звучит Евразия

звук евразии

28 ноября в «Известия Hall» прошел фестиваль «Звук Евразии», участники которого исполнили актуальную этномузыку самых разных народов России.

Этническая музыка не только основана на традициях и фольклоре, в глазах широкой общественности она сама обрастает мифами. Например, что русская народная музыка ограничивается песней «Во поле березка стояла» и выступлением танцевальных коллективов в районном ДК. Между тем, западные нордические группы вроде Wardruna или Garmarna имеют большую популярность в том числе и в России, и музыкантов, играющих ирландский фольклор, даже на нашей сцене немало. Последние два года, когда жизнь меняется стремительно и непредсказуемо — самое время оглянуться и попытаться понять, кто мы такие, кто живет рядом и какими голосами поют в нас наши предки.

Лаборатория для этномузыкантов «Звук Евразии» существует второй год. Ее участники проходят обучение у знаменитых артистов фолк-сцены, а финалисты получают возможность записать новую композицию и принять участие в гастролях по городам России. Организатор проекта — Гильдия межэтнической журналистики, и ведущей фестиваля в Москве стала ее глава, также известный видеоблогер — Маргарита Лянге. К ней присоединился этнограф, руководитель ансамбля «Сирин» Андрей Котов.

Парадокс фестиваля в том, что многие его участники и наставники — чрезвычайно популярные в кругах этнической сцены, лауреаты международных фестивалей — мало известны широкому зрителю. Именно это призван исправить проект, подтолкнуть слушателя заново открыть свою страну, показать, что фолк может быть ярким, актуальным и популярным.

Фестиваль открывается модным показом от калмыцкого Театра костюма и пластики и дизайнера Рафа Сардарова. На глазах зрителей проходят века истории, и тяжелые отороченные мехом платья превращаются в короткие яркие плащи с этническими узорами. То же самое делают и участники проекта «Звук Евразии» — опираясь на опыт веков, они создают новое, искреннее и прекрасное.

Музыкальную часть фестиваля начинает самый молодой проект — карельский коллектив Tuari, который образовался в этом году. Одетые в меховые накидки, с рисунками на лицах, они несут своей музыкой дыхание севера и отзвуки рун Калевалы.

В современном мире, сжавшемся до размеров экрана смартфона, кажется, что нас сложно удивить, ведь мы все уже знаем. Разве мы не видели много раз в кино степей или заснеженных просторов? В любой момент мы можем открыть поисковик и посмотреть, как выглядит юрта, как звучит варган. Но ни одна фотография не передает масштаба грандиозного водопада, и ни одна запись не способна передать реальные возможности этнической музыки.

Вот на сцену выходит одна из наставниц «Звука Евразии», якутская певица Олена Уутай. Ее инструменты — это хомус (варган), бубен и собственное тело. «Это не ты играешь на варгане, а он на тебе», — говорит Олена и тут же своими композициями доказывает, что человеческие возможности безграничны. Она поет, рычит, свистит, она и метель, и шаманка, и волчица, и бегущая по степи лошадь, ее руки исполняют свой собственный танец, касаясь варгана и извлекая из него вводящие в транс звуки. В конце выступления многоголосый зрительский хор подхватывает за ней, и ты уже не понимаешь, где ты — то ли в центре Москвы, то ли в заснеженной Якутии, то ли на концерте Фредди Меркьюри.

Это лишь один пример, а за четыре с лишним часа музыки не раз задаешься вопросом, как такое вообще возможно, человек ли издает эти звуки? Участники алтайского ансамбля АлтайКай владеют разными стилями горлового пения, а голос удмуртской певицы Наталии Дзыги поражает: когда она берет нижние ноты, кажется, что с тобой говорит сама земля.

Все артисты интерпретируют наследие очень по-разному. Дуэт «Сокол» (Степан и Валентина Нестеровы), добавляют ритма в традиционные казачьи песни, башкирская группа Uzoritsa превращают знакомые мелодии в современный танцевальный трек, не лишая их исходного драматизма. В то же время Ула и Даня Воронков открыто хулиганят по мотивам народного творчества, составляя картинку из народных напевов, речитатива и разноцветных ромашек на видеоэкране. «Ведь частушки — это и есть старорусский рэп», — говорит Ула, яркая, в розовом платье, сама похожая на цветок.

Еще два участника фестиваля, мультиинструменталисты, каждый по-своему, ставят эксперименты. Marat Taturas играет полноценный сет, пропуская инструменты разных народов через диджейский пульт («Для меня пятнадцать минут — это обычно только разогрев»). Андрей Танзю, напротив, перед выступлением акцентирует, что в его выступлении нет ничего предзаписанного, только педаль-лупер, которая зацикливает звучащий инструмент и помогает прямо на месте творить космические шедевры с помощью ханга и рамочного барабана.

Группа AINA из Красноярска превращает эвенкийский фольклор в этно-поп, близкий и знакомый рядовому зрителю, и глядя на впервые появившуюся на сцене гитару, невольно вспоминаешь, как когда-то группа «Мельница» взлетела из фольклорной ролевой среды и начала собирать стадионы. Хочется верить, что каждый артист, выступающий сегодня на сцене, повторит их судьбу.

Концерт закончился ближе к полуночи и, к сожалению, самых стойких зрителей, досидевших до конца, было не так много. А ведь именно на финал организаторы приберегли самое необычное выступление. Партнеры проекта, Сбер, с помощью нейросети сгенерировали композицию, основанную на славянских, тюркских и финно-угорских мотивах. Номер представили Marat Taturas, Наталия Дзыга и группа Vetkavolk (финалисты первого сезона «Звука Евразии»). Он продлился более 10 минут и стал наглядным примером синтеза традиций и современности.

Вечер завершается выступлением Сергея Старостина — легендарного фольклориста и этномузыканта. Совместно с Сергеем Клевенским он исполнил несколько композиций «без химии» — только живые инструменты, только голос, только музыка. И наконец, к ним присоединились все финалисты, чтобы исполнить одну из самых знаменитых песен Старостина — «Глубоко».

В четыре часа фестиваля уместилось выступление только финалистов, и можно представить, сколько еще музыкальных сокровищ таят в себе народы Евразии. Под конец концерта уже сложно вспомнить, с чего все начиналось. Но что точно запоминается — это финал. Удивительный момент единения — поколений, народов, стилей. Звуки и голоса, словно пришедшие из прошлого, переплетаются и летят под потолок, высоко-высоко.

И выше того — наша радость.

Светлана Горло специально для Musecube
Фотографии Екатерины Гучок можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.