Восемь лет спустя или перезагрузка

Итак, дорогие мои кубобразики…

Preface
Заранее хочу предупредить: всё, описанное ниже, будет старательно абстрагировано, ибо давнее личное знакомство с героем данного репортажа, доминируя, очень сильно влияет на конечный результат, а потому буду всячески стараться включать объективность, коли уж пишем мы, прежде всего, о музыке.

Итак. История моего знакомства с группой Uma2рмАн началась в далёком, теперь уже и лохматом, 2001 году, продолжилась позже, в 2003-м, когда вся эта история ещё называлась «Ненашего мира» песни были интересными, более загрузными, непричёсанными, а записи — сделанными на коленке. Всё держалось только на энтузиазме в глазах и непоколебимой вере в успех. Ах, да, ещё на сером потёртом спортивном костюме в белую полоску на теле Владимира Крестовского.

На том демо-диске была всего пара песен, которых, впрочем, хватило, чтобы я прозорливо предрёк: «Они будут звучать из каждого холодильника». Именно так, в общем-то, и произошло. Кстати, «Прасковья» — была одна из них.

На моих глазах, и в большей степени ушах, эта группа под названием УматурмАн выросла фактически из ничего. Помню, в 2004 году, когда коллектив только ещё вставал на ноги, на третьем канале была телепередача под названием «Открытый проект». Именно там состоялся один из первых концертов УматурмАн. Помимо них в проекте должны были выступать и другие молодые коллективы, выступавшие тогда на сцене Б2: Биллиз Бенд, Инсайт, Luk, Spitfire… Однако, почти все отказались от этого сомнительного мероприятия. Помню, Владимир Кристовский (далее по тексту — Вован) стоял с потухшим взглядом, опущенным вниз, худ и грустен, очевидно, будучи загружен великой машиной по имени ШоуБИЗ.

Далее последовали годы глобального становления, взлётов, бытия и так далее.

Следующая моя встреча с Вованом произошла, наверное, году в 2006, а может и позже. Мы совместно с общими друзьями выступали в детском интернате, было что-то а-ля «квартирник». Вован сильно посадил голос, поэтому на его гитаре Ямаха пел и играл ваш покорный слуга.

И вот с тех пор прошло ещё восемь лет, и опять всё тот же клуб Б2. Удивительное рядом — впервые в жизни я попал на живой концерт УматурмАн 19 июля 2012 года. До этого я слышал только демо и то, что было во всех пространствах. И вот, на сцене уже совсем иная, диаметрально противоположная картинка: Вован уже чуть полный, в меру уверенный, свободный, весёлый, как всегда харизматичный, а его братан Сергей — наоборот, подтянут. Ну и, конечно же, отличные музыканты, о которых позже будет ещё отдельная история. Собственно, как-будто некая машина времени сделала перезагрузочную телепортацию и принесла меня на этот концерт назад в будущее, в натуре.

Даже как-то непривычно: что было, и что стало. Это было что-то удивительное и одновременно страшное. Для того, чтобы попасть на данный концерт, нужно было очень постараться, даже имея аккредитацию! Такой очереди к центральному входу клуба Б2 я не видел, наверное, со времен школы и походов в мавзолей к дедушке Ленину в принудительном порядке с утра в воскресенье всеми тремя классами «а», «б», «в» и даже «г» одновременно.

На вход по спискам тоже стояла толпа и чуть ли не дралась за право пройти первым!!! Право, это было удивительно! Невероятная любовь к УматурмАн, однако! Передо мной дама звонила по телефону и орала в оный, чтобы её пропустили… Так или иначе, я прошёл. Толпа в танцполе, все сидячие места заняты, в том числе, боковые галёрки. Та галёрка, что слева, была оформлена охранником, любезно встретившим меня фразой: «Я весь во внимании». После того, как я ему показал свой браслет, он только в ответ помотал головой вправо и влево, но не вверх и не вниз, то есть только так и не иначе. Культурный шок, в натуре!

На всякий случай, учитывая прошлые разы моего посещения данной площадки и зная, что звук в этом клубе, сколько себя помню, был чрезмерно громкий, я прошёл через толпу вправо ко входу в гримерную, около сцены, и тут же пожалел, что не взял беруши.

Тут я испытал невероятную гамму чувств, эмоций, и даже видений: повсюду витали в воздухе и воплощались во плоти на полу энергетические вампиры-пожиратели, которые так и норовили вломиться в гримерную, дабы прикоснуться к телам и душам братьев Крестовских, желая чего-то от них поиметь. На какие-то мгновения стало даже противно. Типажи вампиров были самыми разнообразными, включая мужчин-папиков в галстуках-пиджаках и гламурных дам лет от сорока и ниже. Тут я мысленно посочувствовал братьЯм, что им приходится переживать. Вот она монстр — мисс популярность! Что поделать! Такова работа.

Тем более, всё это было непривычно, поскольку в своё время именно в этом зале прошло много памятных моему сердцу событий, начиная от конкурса РОКДОМФЕСТ 2006 года (где ваш покорный слуга сидел в жюри, и в котором заняла первое место замечательная группа Подарки), дня рождения Ника Рок-н-Ролла, тусовки правильных друзей творческой группировки ПостПипл (где играли мои друзья Perfect Me), и ещё массы всевозможных мероприятий, которые я уже начал подзабывать… Помню только, что со звуком здесь было всегда туговато — либо громко, либо вообще никак.

Начало было обещано в 22:00. Реально всё началось в 22:14. Практически академическое опоздание! На сцену вышли типа техники, которые принесли и подключали инструментарий (прямо как у заморских групп).

И вот, наконец, на сцену выходит Вован и говорит (доподлинно не воспроизведу, но суть такова): «Все знают, что мы продюссируем молодую группу, поэтому вам придётся потерпеть чуть-чуть принудительное прослушивание. Сами понимаете, мы не могли не воспользоваться таким моментом. Но группа прикольная и играет интересные песни. Встречайте!» На сцену вышли шестеро пацанов разных возрастов, в среднем лет по 24, с перкуссионистом в придачу. Представились: «Здравствуйте, мы — группа ДОСВИДОС». Я поймал себя на мысли, что уже где-то слышал это название, а может, что-то подобное мелькало в сети. И начали они играть.

Первая песенка была фанковая. Ничего так, вроде, хорошая. Вокалист маленького роста, с тонюсеньким, да, именно с тонюсеньким приятненьким тенорком, чем-то отдалённо напоминавшим славного Джимми Саммервиля или чувачка из Симпли Ред с гитарой телекастер наперевес. Ему очень красиво в терцию подпевал клавишник.

Играли поп-фанк с примесью шансона. Наверное, именно так можно охарактеризовать стиль, в котором была песня. Мне понравилось, хотя это и не совсем тот стиль, который я люблю. Вторая песня называлась «Реклама» с прикольным текстом и музыкой примерно в том же стиле, затем последовали ещё две песни.

Во время выступления группы ДОСВИДОС из гримерки вышел сам Вован и с заботливым переживательным лицом наблюдал, подобно папе за своими подопечными «сыновьями». Видно было, что переживает — это good. В этот момент я к нему подошёл, пожал руку, поздоровался, он «меня, верно, не вспомнил» (с) и был откровенно напуган. Ну, что тут сказать… у него таких тысячи…. Но это неважно. Тем более, на сцене были его «сыновья» из ДОСВИДОС, они важней и момент не тот, чтобы вспоминать старого знакомого.

В выступлении ДОСВИДОС, конечно, очень чувствовался дух Кристовского-младшего! Я пытался абстрагироваться от того, что он всего лишь продюссер, но, увы, ничего не получилось. Я постоянно слышал там УматурмАн и, в частности, Вована, как интонационно, так и по текстам, и по аранжировкам, и по музыке — всё было пронизано его духом. А ведь это удивительное музыкальное явление! Вот есть русский рок-н-ролл от группы УматурмАн или, там, Любэ, а есть Пресняков-младший или Агутин, и это уже не рок-н-ролл, а эстрада, хотя, по сути своей и они из той же примерно оперы. Впрочем, наверняка найдутся миллионы, что уже кидают в меня помидоры, готовые опровергнуть это утверждение и заявляющие, что это и не рок-н-ролл вовсе. И вот, появилась ещё одна группа — под названием ДОСВИДОС. И хоть чуваки они нормальные, но всё же вторичны, да.

После этого вышла уже сама УматурмАн, а вокалист ДОСВИДОС старательно и заботливо помогал коммутировать инструменты, складывая в чемоданчик микрофоны, упаковывая/распаковывая из кофров гитары. И было видно, что делает он это искренне.

Начали играть довольно задорно. Звук, к великому моему удивлению, был отличным, я даже не оглох, как это бывало раннее. Респект звукорежу! Да, просвятится имя твоё, да, заберут тебя другие группы, если останешься вдруг без работы в УматурмАн, звукореж УматурмАн!

Играть начали без Вована. Он вышел чуть позже в интересном прикиде: обычная футболочка, под низом шорты, а сверху… я так и не разобрался, что — остановился на варианте, что это фартук официанта (в последнее время у Вована много ресторанов открылось и в Москве, и в Питере, из чего я, собственно, и сделал такое логическое заключение: по приколу взял напрокат у официанта).

Первой песней была «Припева нет», музыканты играли душевно, баланс звука соблюдён, но всё-таки немного перевешивал в сторону грозности. Пачки клавиш, подтянутых питчбендом и дублированием сакса, были превосходны. Вован харизматично дирижировал руками, пританцовывал, чувствовал себя свободно и, как я говорю, своим запатентованным брэндом «разрокнроллизированно» (с) руководил своим бэндом. Гитарист играл с лёгкими дисторшном на полуакустике-банке, кажется, от Ибанез. Ну и Сергей, как большинство, — на Фендере. Клавишник — традиционно на Курзвелле.

После прозвучала увеселительная «А небо всё дальше/выше, далеко». Следующий номер был лирический — новая песня с нового альбома, которую «они очень редко играют». Зал её воспринял тихо. Помню, что именно после третьей песни у меня упала пелена с глаз, как в той притче, и я узнал в саксофонисте своего старого доброго хорошего приятеля Руслана Колина, тоже активиста «ПостПипла», где мы с ним познакомились и тусовали, но поджемовать вместе, увы, так и не удалось. Последнее время Руслик играет в основном с Пресняковым-младшим, а теперь вот уже и с УматурмАн тоже. Надо сказать, он привнёс в звучание их песен много разнообразия, они стали полней, толще, веселей и даже лиричней прежнего. Если бы не Руслан, думаю, я бы в квадрате и даже в кубе по-другому отнёсся ко всему услышанному. (Руслан, требуй большего гонорара!) Так что, хвала Руслану Колину! Он был уже чуть обросшим, что немудрено, ведь мы не виделись уже года два. Ещё ему не хватало баков по бокам и был бы он точь в точь Александром Сергеевичем в профиль, так как, подобно Пушкину, выводящему поэзию, Руслан замечательно поэтировал звуками сакса, флейты и умело использовал примочки.

После этого пришла песня «про человека» под названием «На том конце, на том берегу». Живенько так: с паузой, с припевом, с залом и харизматически энергично, разрокнроллизированно.

Вообще, во всех песнях, как и в первой, партии клавиш были продублированы саксом Руслана.

Интуитивно я заранее желал услышать прежде всего ранние — настоящие, непричёсанные песни типа «Китаец Чонь Сунь», «Если бы знали, что мне снится, вы бы сошли с ума», «Tide», которые остались в моей памяти с того самого заикающегося демо-диска… Интуиция меня не подвела.

Следующий блок песен Вован предварил словами: «Мы решили сыграть песни старые, с разных альбомов, которые играли последний раз лет пять назад. Разные авторы высказывались на тему «птицы счастья», вот — это наша версия».

Вован в свойственной ему манере интерактивничал с залом: «Друзья, вы как? Не устали? Следующая песня… А, может, сыграем «Прасковью»? Весь зал, естественно, вожделенно закричал: «Даааа!!!» Чтобы сразу закрыть вопрос, Вован взял гитару и началась «Прасковья».

К слову сказать, с прототипом героини данной песни я знаком лично и до сих пор общаюсь, дружу. Ныне она успешно вышла замуж, воспитывает маленькую дочь и расписывает стены на заказ в квартирах, а иногда, когда доходят руки, пишет картины. Живёт в Подмосковье, у неё неплохой голос, она вполне могла бы быть очень крутой вокалисткой и сделать себе карьеру на уровне Земфиры, на что я её периодически подбиваю… но той всё не досуг. Хотя на домашних наших семейных тусах, если есть настроение, может и спеть. Но это так, к слову вспомнилось.

Получился отличный SKA, только для полноты ощущений Вовану надо было играть не на акустике, а на электрике (неважно какой, просто для полноты), а Руслику — добавить в сакс хрипотцы. Тогда, я думаю, как минимум, сами Принц Бастер на пару со Скаталайтс и Меднесс были бы просто умилены. А британские скинхеды, упившись пинтой пива, обожествили бы «Прасковью» на веки вечныя и сравнили её со своей королевой Лизкой второй.

Нужно было всегда её так играть, она бы тогда правильно звучала. Тем более, соло гитары тоже было уплотнено и задублировано Руслановским саксом, помните? Такая нисходящая кварто-квинтовая тема. Зал, естественно, подпевал, мужичонки седовласые подпрыгивали от счастья в центре танц-пола, как детки. Эдакое живое караоке и дискотека. Первый народно-любимый «холодильно-утюжный» хит прошёл «на ура».

Тут Вован осветил всех своим светом — олдскул же проявил свои рутЫ — Бог есть свет и нет в нём никакой тьмы — вот и Вован сказал честно, за что респектую ему: «Вы поймите, мы каждый день играем корпоративы и обязательно споём вам все известные песни, но пока хотим сыграть что-нибудь нестандартное».

Затем он прочитал, вспоминая строки, замечательное стихотворение собственного сочинения, проникновенно так прочитал. Мне очень понравились. Я открыл для себя Вована как поэта. Было похоже на Есенина. Без всяких купюр и прикрас (льстить-то я не умею) — ему определённо нужно издаваться. Что-то там было про девушку, что разорвала сердце, и про кабак с водкой и с огурцом…

Из зала слышатся крики «Хорошо, что приехал».

«Следующая песня «Гороскоп»,- торжественно объявил Вован, и лихо запел. Вот именно эта песня мне больше всего понравилась, так как созвучна моим убеждениям. Такая панковская и одновременно КВНовская и стёбная. За неё второй респект. Слова «Но если ты, как Путин, — весы, всё будет нормально, не ссы!» — очень актуальны, особенно сейчас. Про «не ссы» я знал до этого только песню Сили из питерского Выхода со словами «сегодня день большой осы, но ты не ссы». Теперь моя коллекция пополнилась ещё одним шедевром. Также всё это было поддержано словами и харизматическим выкриками Вована: «Всё будет нормально!» То есть, если до этого трека мне творчество УматурмАн было интересно только с точки зрения музыки и их ранних демо-треков, то именно эта песня меня покорила в самый разум. Молодца! Побольше таких песен, вот это действительно был бы рок!

И ещё она вещица прозвучала в маршевом стиле (разве что знамени не хватало), типа «Неба утреннего стяг» или «Ленин такой молодой» Пахмутовой, где очень много восьмых с точкой, шестнадцатых и синкопочек. Эту песню нужно обязательно исполнять оппозиции на маршах несогласных и прочих маршах миллионов. Гитарист жёг и жарил на, очевидно, подписном Эндриана Белью Паркере, а, может, и на летящем драгоновском, точно не рассмотрел.

Он до конца концерта не расставался с ним, что радует. А то, понимаешь ли, кругом одни попсовые страты, телеки, гибсоны лес полы, сколько можно то? Правильно, даёшь разрушение монополии Фендера и Гибсона и разнообразие в гитарворлде!!! Дорогу Риккенбеккеру, Карвину, Данэлектро, Джексону, Бисиричу, Пол Риду Смиту, Садовскому, Овэйшену, Шехтеру (и когда же этот менеджер-расист, что не любит русских, уволится???)… А хотя нет, не надо, пусть будет всё, как есть. Ведь зачем рекламировать алмазы среди золота и платины? Иначе все они тоже превратятся в попсу зелёную.

После этого прозвучала песня «Не позвонишь», которую они когда-то пели с Патрисией Каас, красиво получилась, но опять же не без помощи Руслана. Он вышел к клавишнику, освещённый софитными прожекторами, весь такой в огнях рампы… Круть, словом! Вылитый Дэвид Санборн! Очень моя супруга любит этот трек. Клавишник ради такого дела развернулся к сцене в анфас, хотя до этого тусовал полконцерта в профиль, и раскрасил своим курзвелом всё и вся. Видно, под конец только и разрокнроллизировался.

Потом все ушли, и Вован решил попеть под гитару.

Сначала сел на один стул, потом после первой песни — на другой. Объявил носильщика оных как «Дмитрий Соколов» (впрочем, фамилию я, возможно, и путаю), на что тот в микрофон сказал: «Привет, Олимпийский!» Всё по Бёрну. Правильно, не растерялся чувак… А Вован рассмеялся. Первой песней под гитару был романс со словами «Разгулялись вьюги, все…», в ходе которой Вован сказал: «Соло давай!» Солировал зал. Было камерно и, как всегда, интерактивно. Вован объявил: «Наш бардовский вечер продолжается», а из зала кто-то выкрикнул: «Я так и не узнал как». «О, я её сто лет не играл, даже не вспомню, как она играется, но сейчас попробую», — зарассуждал Вован, поподбирал и всё-таки сыграл, а зал подпевал.

После вышли все, уже набравшиеся новой силы, музыканты. «Наверное, нужно спеть старое… самое старое». Я попросил спеть «Китаец Чонь Сунь», на что получил резкое: «Я таких песен не знаю». И это, imho, очень удивительно: впервые в истории автор песни публично отрёкся от собственного детёныша, причём без малого почти десятилетнего!

Очень мощно клавишно-саксо-поливально и гитаристически начался другой, второй трек с того демо-альбома группы «Ненашего Мира» «Хей, толстый!» на музыку славного МС Хаммера ака Молоточка на слова Вована совместно с нашим общим друганом нижегородским актёром и неутомимым романтиком, фонтанирующим творческими идеями, Мишей Калгиным. Сначала Вован даже забыл слова первой строки, спросил у звукорежа, тот в микрофон ответил, и Вован запел. Исполнение сопровождалось русоплясом Вована и октавной игрой гитариста с Русланом.

Я вот всё думаю: «А МС Молот вообще слышал «Толстого» и как относится к данной песне? Роялти получает? А если получает, то как много? Ладно, я понимаю, Леон и Эдита уже ушли в мир иной, и уже прошло более пятидесяти лет на «сердце, тебе не хочется покоя», тут уж всё легально вроде как… Но с Молотом-то что? Ответы можете оставить в комментариях, а то я же не знаю, вдруг кто-нибудь из особо приближённых отпишется. А так в принципе — мне эта песня всегда нравилась и по содержанию, и по тексту.

«А, может, лирическое? Вы просили Тайд? Ну, тогда сто долларов занесите после концерта в гримерочку», — шутил с публикой Вован. Кстати, это ещё одна хорошая тема с демо, тоже написанная в соавторстве с Калгиным. Отличная песня. Конечно, сейчас песня уже обросла всякими инструментами, но мне она запомнилась именно в первозданном виде. Впрочем, в любом случае было крайне приятно услышать её ещё раз живьём.

Бурановские бабушки отдыхают вместе с Иваном Купалой, Балаганом ЛТД сток Компани, Чё те надо, Надеждой Кадышевой, Екатериной Шавриной и прочими аляповатыми русскофолковыми «коллективами». По славе ей может уступить разве что выросшая из юбки Пелагеи. Вот, кого нужно было на Евровидение отпускать, а тем более с такой песней! А то всякие непонятные мумийтролли, биланы, тату…. «Тайд» бы ещё и нехило так приплатил за продуктплейсмент, хотя там весь текст в брэндах.

А дальше были исполнены «Ты ушла», «Ты уже далеко от меня», под которые те же дяди уже радостно и позитивно-агрессивно танцевали с развороченной душой. Ну и, конечно, «Проститься». Зал пел камерно, рядом со мной стоял мужик и пел особенно проникновенно.

Не обошлось без «Ума Турман». Тут всё было на распев. Сергей затягивал до конца, не так, как на записи: «Уммаааааа Туууууууууууууурман». Молодец! У Вована тоже была другая интонация. «Спасибо, дорогие друзья, что пришли!»

И ушли. Но вернулись на бис.

Вован взял гитару и исполнил песню, предпоследнюю в их творчестве, с названием «Оля из Сети» — вторую по энергетике и тексту, панковскую и актуальную, она — близнец «Гороскопа».

Хор солдат бы её тоже на разводах и на плацу неплохо распевал, а тем более в наше время. Эта песня будто бы специально для них. В бытность моей службы в армии у нас не было мобил, фейсбука, твиттера, гуглокреста, маймыра, хомо-одноклассников, даже электризованной почты… А нынешние солдатушки-ребятушки имеют всё вышеописанное. Снимают видео, выкладывают на корытон, как танцуют, избивают духов, читают рэп, поют: «я – солдат, недоношенный ребёнок войны». Так что, командиры частей, в принудительном порядке разучивайте «Олю из Сети», а то «Ротный писарь, бумагу…» в печёнках уже у солдат сидит. Пора разнообразить репертуар, тем более, произведениями такой культовой патриотической группы как УматурмАн. Надо поменять чартовую политику. Пора вывести в топ «Олю из Сети», а то Газманова «Москва» поют в принудительном порядке, а УматурмАн — нет. Непорядок!!!

Вот собственно, и всё.

Статистически концерт можно изобразить так:

Лучший музыкант концерта:
Руслан Колин — топ
Гитарист — секонд
Клавишник — ферд
Барабанист — фивт
Остальные — по дефолту.

Надо сказать, да, играть научились. И, более того, Вован стал теперь мастером церемонии, умеет с публикой общаться. Видимо, годы работы на корпоративах и общения с акулами пера закалили его изначально ослабленный иммунитет вкупе с природной харизмой, которой не отнять и которая всех околдовывает. Вован остался тем же.

Лучшие песни концерта:
Оля из Сети
Гороскоп.

Ах, да, публика была очень весёлая. Люди за 40. Молодежи практически не было. Можно сказать, моя мечта сбылась.

После этого мы встретились с Русланом и нашими друзьями из «ПостПипл». Потом подошли девушки. Спросили меня с ребятами из «ПостПипла»: «Ведь вы же знаете Руслана?» и просили передать салфетон для Руслана с номером телефона. Ну, а после этого я пошёл в клуб Мoska на второй день празднования дня рождения нашего любимого MUSECUBE. Пришёл, конечно, почти под конец, но было весело. Выступали Алёна Высотская, Музик Пипл Диджейс. В общем, хорошие ребята.

Ваш отвязотчетный Маугли aka Арсений Мальков специально для MUSECUBE. Тчк.
Фотографировала Наталья Бартош.

Полный фотоотчёт здесь.img alt=»» src=»http://farm8.staticflickr.com/7276/7617126256_397b6440f6_m.jpg» class=»alignleft» width=»159″ height=»240″ /


Один комментарий на ««Восемь лет спустя или перезагрузка»»

  1. Аватар пользователя Кристина Игнатова
    Кристина Игнатова

    Сеня, у меня один вопрос: КАК? Как ты все это запоминаешь?))) или ты все выдумываешь?)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.