Звук Евразии: сквозь дождь в Музеоне

uzoritsa

Это лето подарило России новый сезон музыкального проекта «Звук Евразии» (ранее «Этнолайф»), который проводит Гильдия межэтнической журналистики при поддержке Фонда Культурных инициатив. Финалистами этого года стали певица AINA из Красноярского края, музыкант-мультиинструменталист Marat Taturas и группа Uzoritsa из Башкортостана, певица Tuari из Карелии, ансамбль горлового пения «АлтайКай» из Республики Алтай, проект Наталия Дзыга & SHOODJA-CHOODJA (Удмуртия), группа «Сокол» из Москвы (их выбрало жюри), а также Ульяна Карлова (Ула) из Москвы (ее выбрали с помощью интернет-голосования). Как и предполагалось, все финалисты представляют культурное наследие разных народов России, однако готовы к адаптации своего творчества к современной публике с целью увлечь (в том числе) и молодежь.

Все финалисты проекта «Звук Евразии» с начала августа участвовали в мастер-классах известных музыкантов и педагогов, записывали собственные композиции, работали портфолио с фотографами, создавали коллаборации и даже успели съездить на гастроли в Йошкар-Олу, где приняли участие в концерте в честь дня города.

11 августа «Звук Евразии» принимал московский парк Музеон. Сцена у Крымского моста еще до начала концерта привлекала внимание суетой, настройкой звука, костюмами артистов и… этническим разнообразием людей, собирающихся вокруг (по данным переписи в Москве живут представители 180 национальностей!).

Вели концерт Маргарита Лянге (заместитель председателя Комиссии ОП РФ по межнациональным и межрелигиозным отношениям и миграции, автор «Национального акцента») и фольклорист, руководитель ансамбля духовной музыки «Сирин» Андрей Котов. Они не только объявляли участников и поясняли суть происходящего то и дело притормаживающим рядом с концертной площадкой москвичам и гостям столицы, но и старательно вовлекали зрителей в традиции народов, давали короткие экскурсы в диалекты и устное народное творчество России, а также представляли различные элементы этнических костюмов, которые Маргарита Лянге меняла к каждому выходу на сцену.

При заявленном тайминге в два часа концерт шел почти вдвое дольше, поскольку каждый из исполнителей находил такой живой отклик у аудитории, что представлял не только запланированное в сет-листах. Музыка сменялась рассказами об истоках, местах силы, атрибутах и орнаментах.

Финалист проекта прошлого года и наставник этого, Gurude, невзирая на условности, начал выступление первым и «разогревал» собравшихся. На первом же (из шести!) его номере под ритм, заданный бубном, народ начал пританцовывать, «плетя» серебряные нити колыбельной во имя защиты семей. Руслан Ивакин мастерски перемежал вокал с легендами родных ему Сахалина и Хакасии, спускался со сцены в самую гущу и устраивал хороводы. Абсолютно не знакомые до сего момента индивидуумы брались за руки, демонстрируя братство народов и поддержку ближнему.

Про поддержку и просветительскую сторону проекта, а также то, что здесь и сейчас присутствует все то хорошее, что возможно отыскать на бескрайних просторах страны, в тот вечер было сказано много, в том числе чиновниками, речь которых была максимально краткой, но важной для события такого масштаба. Маргарита Лянге представила и дала слово Александру Журавскому (заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам), Татьяне Вагиной (глава Департамента по национальной политике управления внутренней политики Администрации президента) и Виталию Сучкову (руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы).

Далее финалисты проекта представили русскую, карельскую, алтайскую, хакасскую этническую музыку в современной обработке, показывая, как можно придать современное звучание старинным народным мелодиям, и вплетая в них авторские композиции. Перед всеми участниками стояла непростая задача удержать внимание зрителей и преподнести свое творчество аудитории, которая прежде могла быть абсолютно не знакома с их звучанием — каждый из финалистов получил, согласно регламенту «звука Евразии», профессиональную видеозапись концерта.

Впрочем, посетители парка демонстрировали максимальную вовлеченность: подпевали, танцевали и активно аплодировали всем без исключения: и новым для Москвы коллективам-финалистам (с их фолктроникой, этно-попом и горловым пением, танцевальной обработка казачих песен и проч.), и уже хорошо знакомым Vetka folk, которым многие были рады особенно!

В финале вечера было совместное выступление участников (согласно регламенту проекта должны присутствовать коллаборации) под ритм Марата все артисты дали импровизации во имя усиления энергообмена и лишних доказательств, что их место здесь — в финале «Звука Евразии» — действительно по праву!

Запомните эти новые имена и названия на музыкальном небосклоне этники: Ainа, Uzoritsa, Marat Taturas, Наталия Дзыга, Ула и Даня Воронков, «АлтайКай», «Сокол» и Tuari еще не раз дадут жару на самых разных концертных площадках, двигая идею проекта в массы.

Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотографии Марианны Астафуровой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.