Аттис в МТК: амбивалентность и дуализм

Аттис в МТК: амбивалентность и дуализм
Использовано фото с официального сайта театра

Настоящей подлинной красоты в театре еще надо поискать. Так, чтобы не было остро отточенного искусственного эстетства, пышного пустого  пафоса, вычурных визуальных приемов, за которыми скрывается банальное отсутствие смыслов. Так, чтобы внутреннее и внешнее в постановке достигло верного тонкого баланса, сошлось в правильной точке. При этом важно наличие и тонкой актерской игры, и грамотно выстроенной режиссуры. Только тогда получится сильное мощное эстетическое высказывание, в котором каждый обнаружит что-то наиболее близкое себе. Новая постановка Малого театра кукол как раз из этой области. Спектакль «Аттис» захватывает с первых минут, погружает глубоко в себя и не отпускает до самого финала, до крайней точки, до последнего мгновения.  Так важно именно сейчас делать столь смелую, идущую от самого нутра-естества, чистейшую незамутненную красоту. Впечатления затем остаются незабываемые, подлинные, непритворные.

Эта постановка в точности отображает имеющее место представление о том, каким должен быть по природе своей настоящий театр: крепким древним праискусством, перекликающимся со служением богам, с шаманизмом и жертвоприношением, с настоящим  мощным культом.  Выход за рамки привычного сценического действа дает свободу как артистам, так и самим зрителям. Кажется, нет границ в этом повествовании, нет и строго обозначенных правил, хотя видно невооруженным глазом, как точны и выверены движения, как просчитан загодя каждый шаг. Здесь тело как объект играет важнейшую роль, выразительно говоря само за себя, а действие зыбко и призрачно граничит с особого рода гипнозом, из плена которого не вырваться по доброй воле. При этом работу нельзя считать сугубо пластическим спектаклем: куклы здесь равноправны с артистами, и само их использование в постановке способно наградить ее дополнительными весомыми смыслами.

Режиссер Чакчи Фросноккерс  сделал этот спектакль о судьбе и роке, красоте и ее гибельных последствиях, о силе богов и опасностях их гневных проклятий. И о предначертанности жизненного пути, конечно. И о непосильности разного рода испытаний, безусловно. И об амбивалентности человеческой природы, само собой: об этом маятнике между мужским и женским, о столь мощном магните с двумя противостоящими друг другу равноудаленными полюсами.  Писаный красавец, любимец женщин и герой Афин по имени Аттис считает себя избранным и ошибочно думает, что вольное  легкомысленное обращение с чувствами богини Кибелы сойдет ему с рук. Но высшие силы такого безрассудного поведения в принципе не прощают, как известно, а уж древнегреческие так и подавно. С другой стороны, нашего заглавного персонажа к его нехорошему поступку, в сущности, привели обстоятельства непреодолимой силы. И остается самому зрителю решать-судить: истинный герой ли Аттис или  банальный трус, мог ли он хотя бы попытаться обмануть судьбу, избежать предначертанной суровой расправы? Наконец, так ли уж однозначно трагична его судьба, если, в конечном счете, ему уготовили не смерть, а лишь продолжение жизни в женской ипостаси? На все эти вопросы четких заготовленных ответов, к сожалению, нет, но можно хотя бы попытаться их интуитивно нащупать. Главное, что в самом финале наступает то самое острое, обжигающее, пронизывающее насквозь  катарсиальное состояние (о, его не спутаешь ни  чем!), ради которого мы и ходим в театр раз за разом.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.