«Барышня-крестьянка» в РАМТ шита белыми нитками

барышня-крестьянкаВ московском РАМТ завершился цикл спектаклей по пушкинским «Повестям Белкина». В театре уже идут «Выстрел», «Гробовщик. Пир во время чумы», «Метель» и «Станционный смотритель». Разные режиссеры обращаются к пушкинской прозе неслучайно – цикл приурочен к 220-летию Александра Сергеевича. Пандемия коронавируса несколько сдвинула сроки выпуска нескольких премьер, последней из которых стал спектакль Кирилла Вытоптова. Премьера состоялась 15 марта 2021 года.

Кирилл Вытоптов: «В основе пушкинской повести лежит анекдот с переодеванием барышни в крестьянку. В нашем спектакле местом действия становится женская пошивочная мастерская, своеобразная «девичья», где постоянно менять облик, как говорится, сам бог велел. Стихия игры захватывает молодых людей, томящихся от скуки и замкнутости, становится местом счастливых встреч и ловушкой одновременно, помогает понять что-то про любовь и себя настоящих».

Действительно, зритель попадает в пошивочную мастерскую – для этих целей идеально подходит рамтовская Белая Комната. Мастерицы в белых халатах (отдаленно напоминающие врачей и невольно напоминающие чем-то о рамтовской нетленке, — «Романе с кокаином»- давно исчезнувшем из репертуара) красиво поют на три голоса. Среди них – совершенно разные по типажу Евгения Белобородова, Вера Зотова и Ирина Низина – одно это добавляет в спектакль игровую составляющую. Спектакль еще не начался, зрители рассаживаются, а коробка с Алисой внезапно выдает: «Вот что мне удалось найти по запросу «Барышня-Крестьянка».

Режиссер сразу дал понять, что он будет подтрунивать над зрителем, реально ожидающим классическую постановку. Нет, только не здесь, не в этом «анекдотце», не в этой клоунаде с переодеванием. Никакой классики – сам спектакль – это такая игра в игре, и это становится ясно, как только появляется Алексей Берестов (Иван Юров). Сонный, похмельный, он начинает перечислять пушкинских героев перед зеркалом. Никто не скрывает, что сейчас с нами будут играть, и игра это будет презабавная. Кстати, имя Берестова герою снова подскажет Алиса.

Лиза Муромская в исполнении Марианны Ильиной очаровательна. Она балансирует где-то между «клоунессой» — с чувством юмора, со страстью к розыгрышам и авантюрным переодеваниям, и лирической героиней, которая в силу своей юности еще не может понять своих чувств к Берестову. И, конечно, такая Лиза отвечает всей феминистской повестке. Это она делает первый шаг к своей судьбе, делает по-настоящему, пусть и кажется, что она играет. Костюм крестьянки нарочито стебный – шерстяное одеяло, веер вместо кокошника – и Лиза, и режиссер, и как будто бы даже сам Пушкин решили – эх, была не была, будем паясничать.

В этом балагане одну из ключевых ролей занимает Мисс Жаксон (Татьяна Веселкина), блистательная англичанка. Максимально гротескный персонаж, практически героиня юмористического скетча, доводит все происходящее на сцене до абсурда только своим присутствием, без такого образа спектакль бы сильно потерял — и дело не только в комичности, а в самой форме спектакля: устраивает комедию здесь не только влюбленная молодежь, но и все вокруг превращается в шутку.

Пошивочная мастерская – это очень простой, но в то же время емкий образ. Где еще можно мгновенно перевоплощаться и примерять на себя самые разные роли? Где еще можно дать такую волю фантазии, что не нужно даже будет идти в лес, достаточно его только представить? И где еще свою судьбу можно в буквальном смысле соткать, сотворить, сшить? И, несмотря на всю воздушную и комичную нелепицу, судьбы героев сшиты накрепко друг с другом.

Юлия Зу специально для Musecube
Фотографии Ксении Логиновой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.