«Бег» в постановке Павла Любимцева. Сны о Родине далёкой

На сцене театрального училища им. Б. Щукина премьера – масштабная постановка по пьесе М. Булгакова «Бег». Режиссёр – Павел Любимцев – занял в спектакле свой курс, с которым трудился бок о бок последние 4 года.

Пьеса «Бег» Михаила Булгакова – сложное многослойное повествование о судьбе Белой армии в последние месяцы гражданской войны. Судьбы первых русских эмигрантов, их попытки найти счастье в мире без войны, на чужой земле, где хочется выть от тоски по Родине, которой ты не нужен.

Сцена обвешана белыми простынями, символизирующими сны, нереальность происходящих событий, как у Булгакова. Среди этих простыней герои спектакля проживут часть своей жизни, будут искать себя и свой путь, ошибаться, неловко рассуждать о любви, мечтать о лучшей жизни.

Спектакль начинается почти в полной темноте. Персонажи, словно слепые котята, продираются сквозь мрак, освещая свой путь карманными фонариками. Нам не дано знать наперёд, что нас ждёт. Постепенно с развитием сюжета становится светлее, герои взрослеют, приходит осознание того, что действительно важно и нужно, учатся на своих ошибках, спотыкаются, падают, но неизменно встают, чтобы продолжить путь.

Роман Хлудов – генерал-психопат, убийца, пожираемый призраками своей прошлой жизни. Его играет Сергей Беляев – молодой талантливый актёр, которого ждёт блестящее будущее. Его Хлудов, которого играл во МХАТе Андрей Смоляков, а в экранизации виртуозный Владислав Дворжецкий, стал центральной фигурой повествования буквально с первых реплик, он смог не только завладеть зрительским вниманием, но и удержать его на протяжении всего действия, оставляя на втором плане остальных действующих лиц.

Зрители спектакля «Бег» всегда будут делиться на тех, кто читал пьесу и тех, кто её не читал.

Первое действие спектакля – нагромождение сцен с большим количеством диалогов, которые достаточно сложно связать между собой тем, кто не знаком с текстом пьесы. Персонажи много говорят, и, кажется, бессвязно мечутся по сцене, периодически вкрапляя в свой текст слабые шутки. Довольно утомительное зрелище, слишком затянутое, слишком вымученное, кажется, будто актёры не всегда до конца понимают своих героев, их искания, их цели, их боль. Вся первая часть спектакля – набор отрывков, эпизодов из жизни белогвардейцев, мечущихся в поисках места, где они будут нужны и важны. Действие постоянно перескакивает с одного на другое, начинает новую мысль, не успевая закончить начатую. Нет ощущения единого стройного повествования, а попытки связать сюжетные линии всех эпизодов воедино очень утомляет зрителя.

Второе действие спектакля более осмысленно. Это всего несколько сцен, продуманных, прочувствованных, прекрасно сыгранных. Нет нагромождения диалогов, лишь одна стройная логичная сюжетная линия. Анекдотичная парижская сценка из жизни русской интеллигенции заграницей сразу привлекает внимание. Драма резко превращается в комедию, и зал пробуждается, оживает, привлечённый столь неожиданной сменой жанра.

Конец спектакля – возвращение героев на родину после бега от себя, своей прошлой жизни, бега от бесов в голове, доносов, пыток, борьбы за сомнительные идеалы, бегства от Большого брата, от которого, как известно, всё равно не убежать, потому что это всего лишь идея. А против идеи бороться также тяжело, как и против своего прошлого, которое будет преследовать героев всю оставшуюся жизнь. Не все смогут дойти до конца. Кто-то сдастся без боя, не в силах бороться с собой.

В целом, спектакль производит очень сильное впечатление. Видно, что это долгая и трудная работа, которая, конечно, не останется незамеченной. Павел Любимцев создал масштабную постановку о судьбе русского человека, осознавшего свою ненужность, но не способного жить вдали от родной земли, которая делает его жизнь невыносимо трудной, неоправданно испытывает на прочность, глумится, втаптывает в грязь. Однако без родины, как и без воздуха, настоящий русский жить не сможет. И актёры спектакля, как мне кажется, уловили главное.

Ирина Ефремова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Кристины Бабаевой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.