Благими намерениями

Благими намерениями1 февраля в Небольшом Драматическом Театре состоялся очередной премьерный показ “Короля Лира”. Спектакль Льва Эренбурга по мотивам пьесы Уильяма Шекспира готовился почти 5 лет, что невероятно долго для современных постановок. “Король Лир” перекликается с ранними спектаклями НДТ, поставленными в жанре трагифарса. Это первая постановка Шекспира за 20 лет существования театра. Сам режиссер характеризует “Короля Лира” как «кровавую клоунаду», где ужасы средневековья сочетаются с современными, а люди готовы на все ради своей правоты и выгоды.

 

Первое, что видит зритель, – множество полуразложившихся повешенных кукол в истлевших костюмах, покачивающихся над сценой. Над трупами сидят белые голубки, которые в самые неожиданные моменты пьесы мечут в актеров помет.

 

По сюжету старый король решил разделить королевство между тремя дочерьми, но перед дележкой каждая из дочерей должна была доказать отцу, как же сильно она его любит. В спектакле, помимо признаний в любви, дочери еще и выбивают табуретки из под ног повешенных, доказав тем самым преданность отцу. Старшие дочери справляются с поставленной задачей, а младшая отказывается пресмыкаться и впадает в отцовскую немилость, оставшись без своей части королевства. Получив земли и власть, дочери меняют отношение к отцу, теперь он лишь мешает им налаживать жизнь и плести интриги, и только младшая дочь рада видеть своего родителя. Разочаровавшись в жизни, король лишается рассудка.

 

Погружение в спектакль – это путешествие в «темное королевство», в котором нет ничего невозможного, оно находится вне времени и вне стиля. Средневековые костюмы здесь сочетаются с кедами и футболками. В спектакле мастерски обыгрываются средневековая жестокость и средневековое отношение к жизни, которым в классических постановках не находится места. Постоянно то тут, то там льется кровь и другие всевозможные жидкости. Выкалываются глаза, с треском ломаются конечности. Все это создает атмосферу дешевого хоррора, находящегося во вневременной плоскости. Да и к оригинальному шекспировскому тексту режиссер и актеры относятся фривольно.

Благими намерениями

Особенность “Короля Лира” НДТ в том, что никого из персонажей не жалко, за исключением разве что Шута. Шут (Татьяна Рябоконь), он же личный доктор короля Лира, следует за ним, исполняя роль личного лекаря, делает королю кровопускание при острой необходимости и приводит в чувства. Шут подкупает своей искренностью и необыкновенным юмором.

 

Кажется, что каждый из героев заслуживает именно того, что с ним в итоге и происходит. Во втором акте куклы повешенных лежат одной кучей на сцене, из которой торчат части тел. Там же оказываются в конце и все действующие лица, включая и самого короля. В королевстве свирепствует чума, смерть становится еще ближе и неизбежнее.

 

 

Темы, которые поднимает “Король Лир”, выходят за пределы пьесы и сцены, это размышления о жизни в целом, о суетности и скоротечности существования и невозможности в этом бесконечном мельтешении сохранить свое «королевство», о невозможности доверия. Король в этом абсурдном мире делает единственный возможный для себя шаг – сходит с ума, заканчивая отношения с этой реальностью. Возможно, именно тогда, в конце спектакля, в состоянии полного безумия, в нем проявляется какая-то человечность, вопреки сюжету и обстоятельствам.

 

Постановка удивляет тем, как тщательно продумана каждая сцена, каждая деталь. В то же время Лев Эренбург никогда не останавливается на достигнутом. Спектакль будет понемногу меняться и дорабатываться.

 

 

Галина Супрунович специально для Musecube

Фотографии предоставлены пресс-службой Небольшого Драматического Театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.