Чтобы выжить, необходимо счастье

watermark1Ах, как хорошо, как же хорошо, когда идешь в театр, и от радости и сопереживания происходящему на сцене хочется вскакивать с кресла, танцевать, смеяться и плакать. Уверяю вас, все это и даже немного больше вы получите, если посмотрите новый спектакль «Кабаре Брехт» в петербургском Театре им. Ленсовета, премьера которого прошла 2 и 3 сентября. Тексты Бертольта Брехта, его зонги на музыку Курта Вайля, стихотворения и дневниковые записи свел воедино главный режиссер театра Юрий Бутусов, вовлекший в этот процесс выпускников Академии театрального искусства, нынешних полноправных актеров Студии при Театре им. Ленсовета.

Юрий Бутусов в театральной среде давно уже приобрел статус уважаемой и отчасти даже легендарной фигуры, ходить на его постановки также модно, как и трудно осваивать наслоение смыслов его постановок. Но «Кабаре Брехт», кажется, опрокинуло привычные представления о режиссуре мастера: украшенные яркостью игры и молодостью исполнителей, созданные образы Брехта и его окружения получились хоть и бутусовскими, но абсолютно новыми, поскольку для режиссера это уже не первый опыт обращения к эпическому театру Бертольта Брехта. Так, например, постановки «Человек=человек» в Александринском театре и «Добрый человек из Сезуана» в московском Театре им. Пушкина уже стали настоящей классикой современного театра.

«Кабаре Брехт» смело вобрало в себя все те штрихи, по которым безошибочно угадывается авторский стиль Бутусова: это и большое количество качественной музыки, и озорная надпись «Б.Б.» на двери, и скромно оформленное сценическое пространство, и неизменный буквальный диалог режиссера со зрителем. Но впервые главным действующим лицом стал сам драматург, который, впрочем, встречается и взаимодействует с персонажами своих произведений в атмосферном месте, добротно передающем дух Европы первой половины прошлого века – кабаре. Нет, не в кабаке с пьяными дебошами, не в варьете, а именно в кабаре, где театр тесно переплетается с жизнью, ложь с правдой, где можно встретить кокетливых девушек и бравых военных, где улица полностью заполняет собой пространство.

watermark2Роль Бертольта Брехта, многоликого, умного и ироничного поэта в немолодых годах блестяще исполняет Сергей Волков, актер, только разменявший третий десяток и в спектакле не оставивший шансов своему юному возрасту. Бертольт Брехт стал реальным, его язвительные замечания почти заставили зрителей закурить и оторваться от своих мест, чтобы жить, как и требовал того драматург. Настроение менялось от патетического до безнадежного, так, что на первый план вышел не создатель эпического театра, а личность, человек, подверженный страстям и сомнениям, с неоднозначной биографией, словно сошедший из собственных стихотворений:
«В пустом,
Слегка еще дурно пахнущем зале сидит наш добрый
Драмодел, ненасытный, пытается он
Вспомнить все про себя».

На протяжении трех часов изменялся и стиль спектакля, оставляя местом действия стены кабаре. Вторая часть постановки наполнена лирикой, чувственными песнями и танцами, как и подобает слаженному дипломному спектаклю, когда своими безукоризненными действиями актеры словно благодарят педагогов (над спектаклем работали Анна Алексахина, Надежда Андрианова, Олег Зорин, Инна Мухина, хореографию ставил Николай Реутов). Первая же часть – абсолютная противоположность, это сатира, едкий, остроумный, но не обвиняющий диалог со зрителем о прошлом и настоящем. Без сомнения, один из наиболее сильных моментов – репортаж о сожжении книг нацистскими студентами в 1933 году (Анна Жмаева и Антонина Сонина), словно вырезанная из хроники сегодняшних новостей и положенная на злободневные стихотворения Брехта «Сожжение книг», «Неуловимые ошибки комиссии по делам искусств», «Хвала диалектике». К безусловным актерским удачам можно отнести и роль Маргарет Штеффин (Антонина Сонина), сотрудницы Брехта, его «солдата, генерала, ученика и учителя».

watermark5В новом сезоне Театра им. Ленсовета, когда выпускники Театральной академии стали полноправными актерами, их молодость можно поставить только в плюс, который идет в зачет общей работе: им хватает сил, огня и смелости, чтобы на сцене находиться в настоящем кабаре, горланить солдатские баллады, заново переживать трагедии в лирических зонгах. Как писал Бертольд Брехт в своем стихотворении «О счастье» (в переводе В.Куприянова):
«Чтобы выжить, необходимо счастье.
Без счастья
Не спастись никому от холода,
Голода, от людей.
Я был очень счастлив. Лишь потому
Я все еще жив.

<…>
Силён — кто счастлив.
Крепкий борец и умный учитель
Тот, кто счастлив.
Счастье — помощь».

Так вот, счастье – когда можно прийти в театр, и не делать никаких скидок ни актерам, ни режиссеру, не закрывать глаза на вынужденные реверансы в сторону актуальных тем и нужных людей. Счастье, что можно видеть неистовых в своем деле ребят, играющих так, что ты забываешь обо всем. Они помогают понимать чуть больше, чтобы научиться жить чуть ярче, и это называется счастьем.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии театра им. Ленсовета


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.