Кесарю хочется Богово.
Кесарю хочется вечности
или чего-то около.
Дмитрий Беседа
Вы замечали, как жестоко с нами четвёртое измерение? Часы – бьют, а в промежутках – стучат; под новый год стала популярной поговорка о «наступающем» «чтобы не раздавил»… Что это пролетело? Это полгода.
Прошлое и будущее – две бездны, несущиеся навстречу друг другу, сталкиваются на миг в настоящем и мчатся дальше, меняя знак. В этом хаосе немудрено что-нибудь потерять по дороге. И ты вдруг обнаруживаешь, что ежедневно пользуешься предметом, который еще вчера изучали в школе на уроках истории: стилусом. Следишь за подвигами легионеров и олимпийцев, а кораблями называешь не только морские суда, но и орбитальные аппараты.
Без сомнения, подобные совпадения и позволили режиссёру Евгению Шамраю перенести действие шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра» в будущее, столь же удалённое от нашей эпохи, как век Великого Барда (не говоря уже о временах, когда по этой планете реально вышагивали разнообразные цезари, а фараоны Египта только задумывали свои стереометрические новостройки). Спектакль «Антоний и Клеопатра 3013» продюсерского центра «Славская продакшн», сыгранный на сцене театра Людмилы Рюминой, даёт пищу для размышлений – а нынче в медийном пространстве это редкость.
Создатели назвали своё детище «космической сагой». Если помнить, откуда пришло к нам слово «космос», никакого анахронизма в этом не обнаруживается. Древние эпосописцы не чувствовали никакой диспропорции, именуя своих героев «богоравными» и «солнцеподобными», а своих императоров – властелинами мира, попирающими край вселенной. Пусть в наши дни всю эту бесконечность можно объять туристическим маршрутом за какую-нибудь неделю, а на самолёте и вовсе махнуть за её пределы… (хотя в 2020 году возможности такого рода сильно подсократились, что лишь сближает нас с пращурами) Круг незнаемого нами существенно раздался благодаря технологиям. «Материи природы не хватает, чтобы соперничать с воображеньем».
Воображение у художников спектакля (Марии Высотской и Дмитрия Иванченко), композитора (Павел Михайлов) и хореографа (Николай Барнин) работает на полную катушку. Рим и Египет становятся лейблами галактических империй, сталкивающихся где-то в районе Большой и Малой Медведицы, а боевое и светское облачение персонажей представляет собой результат диффузии исторического костюма и мотивов «Дюны» и «Звёздных войн». Что совершенно не мешает современному зрителю: откуда, можно подумать, черпал вдохновение Верхувен, создавая своего «робокопа»? Центурионы – они навсегда. Битвы, которые остаются «за кадром» и доносятся через пустоту межзвёздного пространства смутным эхом – происходят то ли в Средиземном море, то ли в созвездии Тельца. Какая, в сущности, разница? Предмет этой истории – страсти человеческие. А они всегда одинаковы, хотя суметь их представить так, как это делает пластическая группа спектакля – не частая удача хореографа. Они существуют будто бы отдельно от сюжета, лишь иллюстрируя его до поры до времени – зато вы не пропустите момент, когда «хор» и действующие лица начинают взаимодействовать… впрочем, без спойлеров.
Антоний (Константин Соловьёв) бьётся за славу и власть, чтобы получить ту жизнь, которой он жаждет: полную любви царицы и прочих земных удовольствий. Для его антагониста Цезаря Октавиана (Дмитрий Беседа) власть – самоцель, слава и почёт – обсессия. Он терроризирует врагов и предаёт союзников, лишь бы выставить себя на пьедестале истории в наилучшем ракурсе. Скрижали его – планшет и хэштэги, и в этом он так нам близок, что становится тошно. Лишь раз он по-мальчишески всхлипывает по случаю гибели противника… но невозможно избавиться от мысли, что скорбит он больше о потере свидетеля своего триумфа, чем о павшем воине.
Пара наперсников и боевых товарищей главных героев – Агриппа, сподвижник Цезаря (Станислав Рогачев) и Вентидий (Тимур Ефременков) с трудом несут бремя своих миссий, но идут до конца, отстаивая интересы предводителя… даже когда он сам теряет ориентиры по жизни.
Запоминается рабыня Хармиана (Инес Амами), верная подруга Клеопатры и в радости, и в отчаянии.
Конечно, не будь в этой истории Женщины (в роли Клеопатры – Ярослава Славская), события могли повернуться совсем иначе. Обольстительная, ревнивая, коварная – царица Египта, потеряв всё, оказывается в конечном счёте перед выбором между жизнью и честью (и мы прекрасно её понимаем, потому что ежедневно «любуемся» глумлением СМИ над экс-идолами). Она решает в пользу чести… а дальнейшее – поклоны.
Спецэффектами нас нынче не удивишь. Удивляйте нас человечностью. По-моему, тут – получилось. Всего-то за неполные два часа. Смело ведите на спектакль родителей и детей – классика не пострадала ни от сокращения, ни от «вольной» интерпретации деталей. Классика – вне времени.
Времена ведь не выбирают. Из чего тут выбирать? Живи.
Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии автора можно увидеть здесь
Добавить комментарий