Дочь Монтесумы: миром правит любовь

18 и 19 февраля на сцене Московского театра оперетты состоялась премьера мюзикла «Дочь Монтесумы». Ранее ни один отечественный театр не пытался поставить спектакль по роману Генри Райдера Хаггарда. В театре на Большой Дмитровке, 6 — такая идея родилась и с успехом воплотилась в жизнь!

Нить повествования тянется от туманного Альбиона, к берегам солнечной Севильи, достигая в итоге самого сердца Мексики — древнего города ацтеков Теночтитлана. Сюжет сложен для постановки не столько отдалённостью и этническими различиями упоминаемых частей света, сколько монументальностью исторических событий, происходивших более пяти веков назад, ведь речь идет о падении Ацтекской империи под натиском конкистадоров. При этом в романе и на сцене нашли свое место не только описанные выше исторические события, но и головокружительные приключения, кровопролитные сражения, тайна сокровищ и, конечно, любовь и верность.

Как воссоздать атмосферу той эпохи на подмостках музыкального театра, сделать спектакль интересным и для юных зрителей, и для старшего поколения, предстояло решить автору либретто и режиссёру мюзикла «Дочь Монтесумы» заслуженной артистке России Жанне Жердер.

Каждый участник постановочной группы искал оригинальные решения во имя успеха всего проекта! Музыкальное сопровождение создал Роман Игнатьев (композитор мюзиклов «Монте-Кристо», «Граф Орлов» и «Анна Каренина»). С целью придания мелодии аутентичного звучания был задействован необычный для оркестра театра музыкальный инструмент — флейта кавал, а наиболее драматичную сцену подчеркнули дуэтом барабана и электрогитары. Вновь приглашённые музыкальные инструменты отлично вписались в звучание оркестра под управлением Константина Хватынца, которому, по словам Жанны Жердер, подвластна любая музыка. Не менее грандиозная задача стояла перед художниками Владимиром Арефьевым и Александром Сиваевым, а также балетмейстером Игорем Макловым. И если для визуального оформления спектакля можно было использовать культурологическое наследие ацтеков (взять за основу для костюмов и декораций известные фрески), то ставить хореографию пришлось, опираясь только лишь на опыт и фантазию.

Надо признать, что симбиоз художественного оформления, музыки и танца спектакля создают иллюзию погружения: зритель вполне способен забыть, что находится в зале московского театра, а не в испанской таверне или среди ацтеков, готовых исполнить свои леденящие кровь ритуалы.

Состав артистов, заявленных в спектакле, уникален: наравне с солистами труппы театра и приглашенными артистами (знакомыми зрителям по участию в мюзиклах «Монте-Кристо», «Граф Орлов» и «Анна Каренина») задействованы студенты известных театральных вузов столицы: Театрального института им. Бориса Щукина и Российского института театрального искусства — ГИТИС.

Актерский дебют на академической сцене состоялся — и весьма успешно! В своих героев молодые люди сполна вложили самобытность, искренность и талант. Не вызывает сомнений, что мы еще не раз услышим эти фамилии в громких театральных проектах!

Примечательно, что некоторые артисты исполняют в спектакле не одну роль. Например, Татьяна Куликова и Анастасия Карханова играют принцессу ацтеков Отоми, Арину Чернышову можно увидеть в образе Малиналь и Ксению Соколову — в образе Лили; кроме того, в других составах эти артистки — девушки в севильской таверне.

Ход событий и времени показан глазами главного героя, старого Томаса Вингфилда (Максим Новиков, Артем Маковский). На сцене он зачастую рядом с Томасом юным (Денис Дэмкив, Владислав Токарев) — озвучивает заданные обстоятельства и проводит сквозь испытания.

Удивительно, что семья главного героя предстает вниманию зрителей всего на пару мгновений. Так, отец семейства (Владислав Кирюхин, Иван Викулов) и старший брат (Игорь Оробей, Никита Грабовский) появляются только после пролога — их дальнейшая судьба остается за пределами постановки — по этой причине практически отсутствует возможность насладиться сильным вокалом и драматическим талантом солистов. Исполнительницам роли матери (Наталье Сидорцовой и заслуженной артистке России Светлане Криницкой) в этом плане повезло несколько больше: будучи убитой в начале первого акта своим кузеном, испанцем Хуаном де Гарсиа (Максим Катырев, Василий Ремчуков), Луиса, согласно замыслу режиссера, позже снова появляется на сцене, — как призрак, — и здесь каждый из исполнителей роли мстительного испанца волен показать, какой отпечаток наложило время на его образ.

Де Гарсиа Максима Катырева – отчаянный головорез: на его лице шрамы, свидетельствующие о взрывном характере и буйном нраве, он резок, прямолинеен и ведом жаждой мести.

Василий Ремчуков в той же роли демонстрирует иные грани своего героя: он, безусловно, злодей и убийца, но его голос выдает невыносимую боль и страдания, причиненные ему Луисой — спустя годы он все ещё любит свою невесту (несмотря на ее бегство в другую страну, замужество и рождение сыновей сопернику). Желая хоть на миг «вдохнуть сладкий запах ее волос», он просит о невозможном… В свой образ Василий привносит неочевидные и глубинные переживания героя: неразделенную любовь, одиночество, страх – он обосновывает зрителю мотивацию поступков персонажа, и в зале слепое осуждение сменяется робким сопереживанием.

Драматические штрихи вносит в постановку и мрачная тень инквизиции. Монах (Никита Грабовский, Александр Фролов) ратует за неотвратимость наказания для грешников и пирует наравне с воинами. В образе отступницы от веры предстает Изабелла — сбежавшая из монастыря и соблазненная Хуаном де Гарсиа испанская монахиня. Героиня Юлии Гончаровой обладает характерными особенностями. Героиня Ольги Белохвостовой способна поразить зрителей, ранее видевших артистку в ролях романтических барышень или опереточных субреток, — поразить, прежде всего, глубиной драматизма, отчаянием и силой любви своей героини: ее признания звучат, как манифест, ее дух не сломить даже страхом смерти — конец земной жизни она встречает с высоко поднятой головой.

Центральное место в мюзикле отводится противостоянию ацтеков испанским конкистадорам. Роль Эрнана Кортеса исполняют Константин Ужва и Глеб Косихин. Алена Голубева и Арина Чернышова убедительно передают образ индейской девушки, наложницы идальго — их Малиналь в ходе повествования даже облачается в европейское платье.

Премудростями фехтования с исполнителями ролей Кортеса, Хуана де Гарсиа и юного Томаса делился постановщик сценического боя Владимир Гончаров: важно, чтобы из зрительного зала все движения смотрелись правдоподобно, но следовали музыке и не причиняли вреда партнерам. Солисты достигли такого мастерства, что невольно вздрагиваешь от реальности происходящего и окончательно приходишь в себя лишь в финале, убедившись, что все остались невредимыми. В мюзикле имеют место не только сцены фехтования и драк: дабы подчеркнуть разницу в культурах этносов и продемонстрировать мощь испанской армии, в спектакле присутствуют даже пушки, готовые произвести залп — это придаёт зрелищность спектаклю.

Роль правителя Теночтитлана — вождя по имени Монтесума — исполняют заслуженный артист России Виктор Богаченко, а также Дмитрий Лебедев. Жреца играют артисты балета Александр Бабенко и Роман Бобрешов. Образ принца Куаутемока передают Давид Левин (при этом солист двигается практически наравне с балетом) и Николай Рубцов (танцовщик демонстрирует потрясающие вокальные данные — его принц очень убедителен), глядя на исполнителей этой роли хочется воскликнуть, что талантливый человек талантлив во всем! Прочих ацтеков играют хор и балет театра.

Колорит индейского народа, во многом продиктованный мифологией, подчеркивается ярким гримом и причудливыми одеяниями с геометрическими и животными принтами — здесь, следуя фантазии художника, проявил свое мастерство пошивочный цех: в костюмах важны не только цветовое решение и образность (например, стилизованная чешуя воинов похожа на защитную броню), но также и функциональность (костюмы не должны быть излишне тяжелыми, в них должно быть удобно двигаться и танцевать). Шесть гримеров работают, не покладая рук, для того, чтобы вовремя подготовить артистов, исполняющих роли ацтеков, к выходу на сцену.

В мюзикле много ансамблевых танцев, что дает возможность зрителю насладиться мастерством и грациозностью артистов театра: симбиоз хора и балета в сочетании с этнической музыкой способен погрузить в своеобразный транс — речитатив «Сбережем тайну!» воспринимается, как мантра.

В рамках демонстрации различия культур и мук выбора главного героя ярко показан контраст между невестой, ожидающей Томаса на родине (Дарья Январина, Ксения Соколова, Анастасия Пугина), и принцессой Отоми, готовой разделить с ним смерть на жертвенном камне (Татьяна Куликова, Анастасия Карханова). Лили и Отоми, как тени, синхронно выходят из-за кулис и — также парой — отступают за спиной юноши.

Заключительная песня, при этом, как всегда о любви. На поклоны герои, независимо от их взаимоотношений в ходе спектакля, выходят рука об руку со словами: «Как велел мудрый бог, миром правит любовь!»

Вокруг премьеры в сети уже появились первые споры: кто-то огорчен второстепенными ролями солистов театра, кому-то важна точность воспроизведения романа, кто-то, напротив, поражен визуальным рядом и музыкальным сопровождением. Так или иначе, когда о событии говорят и спорят, – это хорошо; плохо – если спектакль оставляет зрителя равнодушным!

Но лучше всего — составить свое собственное мнение, такая возможность предоставится зрителям Московского театра оперетты уже в марте.

Анастасия Фолманис специально для Musecube

Фотографии Надежды Сокоревой предоставлены службой интернет-продвижения и связей с общественностью Московского театра оперетты


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.