Финрод: эволюция


Кристофер Толкин еще 45 лет назад, готовя к первому изданию «Сильмариллион» (впервые опубликованному уже после смерти Джона Рональда Руэла Толкина), писал, что это не только предыстория событий, описанных во «Властелине Колец», — это одна из первых литературных работ Толкина, начатая в далеком 1914 году. Книга никогда прежде не публиковалась, хотя работа над ней не прекращалась вовсе: основа почти не менялась, но «окончательная редакция никак не могла родиться, ибо «Сильмариллион» — живое эволюционирующее произведение».

История «Финрода» от театра «Этериус» тоже богата событиями: меняются площадки и составы, вырастают новые зрители и стейдж-менеджеры, появляются иные трактовки образов – спектакль эволюционирует и живет.

События, развивающиеся на сцене со станционарными (почти) декорациями весьма доходчиво доносят одну из самых красивых и поучительных историй Легендариума. И даже не знакомый с миром Толкина зритель, не ориентирующийся в именах героев, может смело опираться на те образы, которые популярные мюзикловые артисты будут являть в ходе спектакля – эти образы (и их архетипы) знакомы каждому едва ли не с пеленок: здесь есть Великий король и Мудрая королева, Прекрасная принцесса и Отчаянный Воин, Честный владыка и Повелитель Тьмы. Нетрудно догадаться, что Принцесса непременно влюбится в Воина, ее отец будет против, мать будет отстаивать право дочери на счастье, Воину понадобится помощь Владыки в борьбе с силами зла.

Между делом будут появляться эльфы, некие святыни, чьи-то сиблинги; язык музыки помогает тем, кто отвлекся на острые косплеевские уши соседей в зрительном зале, проникновенные метафоричные тексты мгновенно оседают в памяти, шуточки и остроты не дают заскучать.

Кстати, на спектакль можно смело идти с подростками и «личинками» оных – здесь есть над чем подумать и что обсудить.

Можно по-разному относиться к рефлексирующему владыке (имя его – Финрод), но ему не чужды понятия чести, данного слова и выполняемых обещаний. Юным девушкам также будет полезно послушать доводы Королевы Мэлиан в споре с супругом Тинголом, а также поучиться умению любить и готовности действовать, которые демонстрирует их дочь Лутиэнь. Ее отношения с Воином по имени Берен можно расширить до межклассовых отношений и неравных браков (кстати, в основу этой сюжетной линии Толкин положил собственную историю любви – он и будущая мать его детей принадлежали к разным церквям, и невесте пришлось переходить в иную веру). Проходной, казалось бы, персонаж, который открывает и закрывает спектакль, перестает быть проходным, как только начинает свой монолог о сестринской любви: текст Галадриэль наполнен очень красивыми и глубокими метафорами, философскими смыслами и любовью к ближнему. Темные силы Легендариума во все времена подчиняли своей харизме слабых и ведомых – и здесь Саурон не стал исключением. Сыновья Феанора заставят подумать о тщетности клятв и нормах морали (коль скоро нравственности им не достаёт).

Они, как инь и янь, как черное и белое наведут также на мысль о том, что у всего есть обратная сторона медали, и это тоже отлично раскрывается в рок-опере. Покорность судьбе и верность слову Финрода без проблем может объясняться ещё и искренностью, и настойчивостью Берена, падение Саурона — готовностью Лутиэнь идти до конца.

Ну и, конечно же, надо отдавать себе отчёт, что при общей режиссёрской задаче могут быть как частные актёрские решения, так и разного рода непреодолимые обстоятельства. Спектакль, о котором выше идёт речь, состоялся 10 ноября, и всем, буквально — всем, артистам пришлось сплотиться и выдать не то что максимум, а покорить невзятую, возможно, высоту! И они справились! И тёмные, и светлые силы, и эльфы, и люди, и обнадёженные, и обманутые — все они — сообща шли к общей цели, и показали достойную историю, на которую хочется вернуться.

Спасибо верному слову Максиму Раковскому, мощному Михаилу Сидоренко, трогательному Андрею Бирину, нежной Елене Бахтияровой, затейливому Денису Давыдову, понятной Дарье Воробьевой, неоднозначным Евгению Градусову и Эмилю Салесу, стойкой Вилене Соколовой.

Спасибо и до новых встреч!

Ольга Владимирская специально для Musecube
Фотографии Геннадия Комина можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.