Фрекен Жюли. Шведские крестьяне и Брегович

Фрекен ЖюлиПьеса шведского драматурга Августа Стринберга – настоящая актерская кладезь. Правда что, ролей тут всего три, но вокруг них можно закрутить настоящую театральную Вселенную. Ученики мастерской Анны Дубровской-Исайкиной театрального института имени Бориса Щукина добавили в постановку неожиданную для привычного скандинавского хладнокровия южную музыку Бреговича и образы крестьян. Это добавляет постановке объем – важно, что действие происходит накануне  Ивановой ночи, праздника, который отмечается в Европе торжественной, бессонной ночью. Поэтому безудержные пляски крестьян в доме Фрекен под бодрую музыку Горана Бреговича воспринимаются вполне органично (и введены не только для того, чтобы показать, что студенты режиссерского факультета умеют танцевать. Хореограф – профессор И. Н. Филиппова).

Режиссура педагога Щукинского училища, народной артистки Людмилы Максаковой, достаточно сдержанна и лаконична – все для того, чтобы максимально объемно показать мастерство артистов. Спектакль, безусловно, актерский, и весь держится мужском образе лакея Жана (Феликс Мурзабеков).

Феликсу удается схватить самую важную внутреннюю черту Жана – его абсолютную обособленность и независимость от чувств, гордость и заносчивость стремление к богатству и желание перепрыгнуть сходу на другой уровень социальной лестницы. По типажу это классический герой-любовник с ужимками подлеца. Жан в то же время очень мощный, движущий действие персонаж. Наверное, именно с таким стопроцентным попаданием в образ и с его первостепенной значимостью связано ощущение, что Мурзабеков как артист уже состоялся, и на голову выше своих сокурсниц.

Однако, без пяти минут выпускницам режиссерского факультета есть куда стремиться – потенциал большой. Совсем скромная, по сравнению с ролью Жана и Жюли, роль Кристины была замечательно и ярко сыграна Эльвирой Цымбал. Особенно хороша и убедительна актриса в последней своей сцене и сцене танца, которая является воплощением внутреннего монолога героини – потрясающая режиссерская находка, подкрепленная качественной хореографией. Но все же центральное внимание зрителя по праву должно быть сконцентрирована на Фрекен Жюли.Жюли 2

У Дины Мирзамахмудовой Фрекен Жюли как будто совсем ребенок. Так и есть – у Стринберга ей всего 25 лет, и она самый молодой персонаж пьесы. Детскость Жюли нарочито подчеркнута ее неуклюжими движениями, гримасами, интонациями. Но создалось впечатление, что пока еще Дина еще не открыла внутреннего ресурса своей героини и несколько больше была сконцентрирована на внешних характеристиках. В игре актрисы больше суеты, чем глубины. Если Цымбал и Мурзабекова погружены в своих  героев психологически, то Мирзамахмудова находится на каком-то другом уровне игры. Возможно, это большая ответственность – играть героиню, чья жизнь ломается в считанные секунды, но, при интересной и любопытной внешности актрисы, блеске глаз и каком-то хрупком очаровании, ее игру хочется оправдывать, а не наслаждаться ею. Это не плохо, и не хорошо, учитывая первостепенно учебный характер постановки, и даже такой нюанс открывает большие перспективы для развития всем трем молодым артистам, которые лучше всего работают именно во взаимодействии друг с другом.

История рассказана доступно, без нарочитостей, вычурных театральных замашек. Совсем за небольшой отрезок времени, всего 1 час 15 минут, зритель ощущает почти физически, как легко и страшно могут разрушиться человеческие судьбы и жизни, особенно если вмешивается случайность, страсть, социальное неравенство  и эгоизм.

 

Юлия Зу специально для Musecube

Фоторепортаж Юлии Солодовниковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.