И слюни полились рекой…

VECENE-Janaitis-6761Любая постановка Даниила Хармса – дело сложное, интересное, и, безусловно, привлекающее внимание. На новой сцене Александринского театра свои вариации на тему творчества этого своеобразного писателя представил национальный театр Латвии.

Режиссер Владислав Наставшев взял в качестве основы для спектакля повесть «Старуха», разбавив ее рядом миниатюр из сборника «Случаи». Два эти источника и задают тон всему спектаклю, где контрастная двойственность служит уверенным лейтмотивом. Два сценических пространства (действие «Старухи» происходит в глубине сцены, миниатюры на авансцене), два настроения, наконец, две ведущие темы для размышления, все это находится в постоянном движении.

Ведущими темами спектакля становятся темы одиночества и страха, которые подаются зрителю под пряным соусом из шуток, смеха, забавных ситуаций. Впрочем, зрительский смех подчас оборачивается смехом с оттенком истерики. VECENE-Janaitis-6786Ведь не меньшую роль в спектакле играют и вещи иного порядка. Кровь, рвота, перманентно текущие слюни, все это постоянно присутствует на сцене. И в самый веселый момент спектакля эта подчеркнутая, гипертрофированная телесность может бесцеремонно ворваться и захватить сценическое пространство. Столь же неожиданно, иррационально и подавляюще настигают нас в этой жизни страхи.
Не меньшую роль в спектакле играет тема одиночества. Все герои, вне зависимости от своего положения, оказываются одиноки. И все они одновременно и стремятся, и боятся нарушить глобальное status quo. Пытаются стать частью социума, пусть даже в отдельно взятой квартире…. Но страх одиночества оказывается куда сильнее надежды на иную жизнь. И опять зритель получает возможность выбора: посмеяться над другими или заплакать над собой.

VECENE-Janaitis-6403Представлять национальный театр Латвии в Петербурге на этот раз доверили молодому поколению актеров. И справляются они с материалом Хармса блестяще. Они играют, веселятся, дурачатся, смеются. Мгновенно переключаясь между разными ролями, они создают впечатление, что в спектакле задействовано гораздо больше, чем шестеро человек.
В итоге перед зрителем разворачивается яркое, сильное представление, за непосредственной легкостью которого скрываются поистине серьезные вопросы.

Александр Калинин, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии Александринского театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.