Идиот в телефонной будке

id6 октября в рамках XXV международного театрального фестиваля «Балтийский дом» состоялся премьерный показ спектакля «Идиот» по мотивам одноименного романа Ф. М. Достоевского. Режиссер – Владислав Наставшев. Латвийский национальный театр (Рига).

На сцене – ряд телефонных будок, в одну из них уверенной походкой входит Настасья Филипповна (Дита Луриня) и начинает разговор по телефону с Афанасием Ивановичем Тоцким о своем грядущем замужестве.
В этом спектакле большинство диалогов проговариваются именно по телефону, по нему решаются важные вопросы. Здесь же, у телефонных будок появляется князь Мышкин (Артурс Крускопс), в футболке с Микки Маусом и смешной вязаной шапке, там же он знакомится с Парфеном Рогожиным.

Если в первом акте спектакля телефонные будки выполняют свою естественную роль, то во втором с ними начинают происходить метаморфозы, Парфен (Каспарс Думбурз) раз за разом кидает в одну из них свой нож, актером приходится забираться на них, прыгать, в последнем акте Настасья Филипповна и Аглая буквально сваливают будку на князя Мышкина.

Костюмы в спектакле на современный лад: Ганя Иволгин одет как франт, Парфен Рогожин в трениках и сандалях. У Настасьи Филипповны костюмы в каждой сцене разные, но неизменно пикантные и откровенные.

Даже человеку, ни разу не читавшему «Идиота», история покажется понятной и доходчивой, персонажи адаптированы, в них узнаются герои фильмов 90-х годов. Парфен Рогожин в образе парня из неблагополучного района выглядит весьма реалистично, при это образ передан очень точно. Он вызывает и невольный страх, особенно когда у него в руках появляется нож. Князь Мышкин немного потерянный, но в нем также узнается герой Достоевского. Что же касается Настасьи Филипповны, то режиссер сделал акцент на ее порочности, отпуская другие стороны ее характера.

В конце спектакля, накал страстей нарастает, телефонные будки постоянно перетасовываются, несмотря на их внушительные размеры и вес, актеры — то стоят в непосредственной близости друг к другу, то разговаривают через стену. В финале — ужасающая своей реалистичностью сцена убийства Настасьи Филипповны. Парфен Рогожин кидает в нее настоящий нож, а она истекает кровью, в этот момент их разделяет только тонкая стена телефонной будки.

В спектакле прекрасно подобран актерский состав, все роли запоминаются, но запоминаются визуально, возможно потому, что спектакль все-таки идет не на русском, а на латышском языке с субтитрами; а интонации, и, возможно, национальная трактовка русскому зрителю понятна не до конца.

В целом постановка смотрится как захватывающий триллер, от романа в нем остался только сюжет, интересный и неплохо разыгранный, но основной упор сделан на визуальный ряд. Это интересная попытка выразить мысль Достоевского с помощью формы, персонажи взаимодействуют преодолевая не только культурные, но и реальные, физические барьеры.

Что же касается духовного смысла романа Достоевского, в постановке он теряется, но несмотря на то, что основной акцент сделан на именно на самом сюжете, впечатляют проработанные характеры героев. В спектакле есть интрига, накал страстей и впечатляющий финал, создающие продуманное театральное произведение.

Галина Супрунович, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии театра-фестиваля Балтийский дом


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.