Исход в никуда

Исход в никуда
Фотография Алексея Иванова

Есть традиции того рода, что сохраняют в себе правильные ценности и важные человеческие интонации, не изменяют выбранному гуманистическому курсу, не ослабевают с годами внутренне и внешне. Театральный фестиваль имени Александра Володина «Пять вечеров», безусловно, относится к важным явлениям, без которых представить культурную жизнь Петербурга просто невозможно. В нынешнем году фестиваль прошел уже в девятнадцатый раз, собрав в своей программе совершенно разные постановки, объединенные, тем не менее, незримой общей темой. Володинский фестиваль – место притяжения размышлений о Человеке, и спектакль Камы Гинкаса «Исход» (МТЮЗ) как нельзя лучше вписался в общую концепцию.

Конечно, во многом успех этой постановки лежит в хитроумно-виртуозном, многослойно напластованном тексте  драматурга Полины Бородиной. Сначала зрители твердо уверены, что это история про одно, потом ей кажется, что про другое. А она внезапно оказывается вообще про третье: непредсказуемое, неожиданное, но такое понятное. Вот и сиди теперь, собирай мысли в кучу рефлексируй на тему увиденного.  В тексте, образах и диалогах пьесы много смешного, много грустного, много узнаваемого– одним словом, все как в жизни. Смешение высокого и низкого, библейские аллюзии, проникающие в повседневность, – этот поразительный контраст и рождает особые важные смыслы, дарит мощные эмоции.

Постановка же по многим пунктам лихо рискует и ходит по тонкому льду запрещенности (чего стоит, скажем, одна лишь сцена, где пациентка психоневрологического интерната путает портрет Сталина с иконой Богородицы и священнотрепетно целует настенное изображение!). И тонкие аккуратные шпильки на печальную злобу дня, на его актуальную повестку явственно присутствуют. Гинкас использует смысловой потенциал текста на полную мощь, смешивая в спектакле сразу несколько значимых тем. При желании можно заметить крупную ставку именно на социальный подтекст, преданные синефилы смахнут слезу от оммажа  культовой ленте «Пролетая над гнездом кукушки», заядлые театроманы обнаружат ниточку связи с пьесой Светланы Баженовой «Герб города Эн». Про библейский лейтмотив тут и говорить  нечего – он ведёт публику сквозь тьму, расставляет ориентиры, наполняет светом. Но про что конкретно этот спектакль – каждый, пожалуй, решит для себя сам. Тихо, интимно, молча, внутри. Кто-то искреннее посочувствует главному герою Моисею (который на самом деле вовсе и не обладатель этого красивого ветхозаветного имени!), кто-то осудит его поступок и назовет слабохарактерным трусом, кто-то возмутится нездоровыми семейными отношениями в этой истории, кто-то же вспомнит важный христианский постулат «не судите, да не судимы будете».

Внешнее оформление спектакля выполнено довольно просто, но язык не повернется назвать его скучным или блеклым. То и дело задняя белая стена покрывается иконоподобными картинами авторства Моисея-вовсе-не-Моисея, яркими кричащими малиновыми пятнами бьют по глазам халаты обитателей ПНИ, рубежной чертой между двумя жизнями главного героя выглядит приставленная к стене лестница-стремянка. Пространство не перегружено предметами – и эта просторная незанятость места прекрасно передает пустоту (или все-таки свободу?) в душе человека, известного как Моисей.

Актерские же работы в спектакле отдельно замечательны, остры и точны. Даже второстепенные персонажи запоминаются своими неповторимыми признаками и узнаваемыми чертами. И в центре этих ярких типажей – Александр Тараньжин, максимально честно и с мощной профессиональной отдачей воплотивший образ Моисея. Или все-таки Андрея? Кто знает…

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.