«Лодочник» Театра города М.: увлекательная речная прогулка

Если бы меня попросили описать постановку Театра города М. «Лодочник» одним словом, я бы, наверное, остановилась на определении «простая». В самом лучшем смысле.

Спектакль не уходит в дебри философских размышлений, не швыряет в зрителей сложными метафорами. Нет, он говорит о сложных вопросах смерти и любви, поиска смысла жизни так, что ты воспринимаешь это повествование как рассказ своего близкого друга.

Пьеса Анны Яблонской переносит в российскую современность классический сюжет про борьбу человека со смертью. Главный герой, сторож-алкоголик (что интересно, по ходу действия мы так и не узнаем его имени, к нему обращаются исключительно как к сторожу или, позже, лодочнику) — когда-то творческая личность — ныне предается бессмысленному самоуничтожению и, по сути, его и самого живым в полной мере назвать крайне сложно.


— Сторож.
— Где?
— Просто сторож.
— Что охранял?
— Себя.
— И что?

Выйдя из очередного запоя он узнает об очень выгодном рабочем предложении. На местную речку очень требуется лодочник — перевозить людей по ночам с одного берега на другой. Отличная зарплата, премии, квартира, машина, много свободного времени… Вот только уже после первой поездки герой узнает, что река, на которой ему требуется работать – та самая, непростая… Дальнейший сюжет представляет собой классическую притчу о жизни, смерти, о том, из-за каких мелочей вся жизнь может покатиться под откос, и том, на какие риски готов пойти человек, чтобы заслужить свой счастливый финал
Смерть часто выступает условным «злодеем» в подобных сюжетах, что немного странно, ведь это — естественный процесс, который невозможно «победить». Однако в данном случае это сделано довольно умело: в силу того, что женщина с косой не столько представляет собой именно злую силу, сколько стоит на пути личного счастья героев, речь и не идет о безусловной победе над нею, — лишь о том, что делать, когда она приходит за теми, чье время еще не вышло.

Мы видим, как ее принимают те, кто уже достиг финала своего жизненного пути. Кто-то рад уйти в посмертие, кто-то боится и пытается запоздало «передумать» и откупиться, кто-то не знает, чего ждать, но готов попробовать найти хоть на той стороне что-то хорошее. В итоге, в пьесе затрагивается традиционная проблема принятия собственной смерти и осознания ценности жизни.

Все боятся смерти, но никто не боится быть мертвым.


Спектакль поставлен в минималистичной манере – скамейка, стулья и деревянный белый конь вдалеке в качестве декораций. И от того удивительней, что режиссеру Александру Бабику удалось создать с их помощью настолько увлекательный спектакль, что зрители на все время действия полностью погружаются в его атмосферу, не сомневаясь в правилах игры. Поставить данную историю на столь камерной сцене, определенно, — отличное решение! Особенно хорошо спектакль смотрится с дальних рядов, где из-за особенностей камерного зрительного зала и освещения появляется возможность как бы слегка возвышаться над персонажами, при этом будучи максимально к ним приближенными.

Ах, ну и, конечно! Вторя за предупреждением, произносимым перед началом спектакля, сразу отмечу. Здесь есть мат. Его довольно много. Хотя он абсолютно не режет слух. Ненормативной лексикой пользуются максимально грамотно, от чего звучит она живо и естественно, дополняя образы персонажей.


Персонажей в пьесе, помимо главного героя, немало. Тут есть и говорящие деревья (Владимира Шлыкова и Екатерина Хамдо) на пару со столбом (Валентин Ермаков), периодически принимаемым главным героем за некую божественную сущность (да, это редкая история, где несколько важных для хода повествования ролей отведены неодушевлённым предметам), некий писатель, явно основанный на Бродском (его сыграл сам режиссер спектакля), йог (Денис Котельников), «баба с ведром» (Полина Чернова), санитар (его исполнил один из упомянутых выше артистов), хуманизированный образ смерти (Альбина Кашорик) и, конечно, самое страшное и непонятное – бунтующая девочка-подросток (Анастасия Штромвассер). Все они прекрасно справляются со своими ролями, но отдельно хотелось бы выделить именно главных героев.

Мне удалось за два своих похода посмотреть на роли Оли двух разных актрис (Дарья Косова/Наталья Богданова) и восхититься тому, сколь по-разному они отыгрывают несчастье и, в каком-то смысле, безумие своей героини. А если говорить про Глеба Косихина, играющего самого лодочника, то вот он, безоговорочно, и становится главной звездой спектакля. Тот случай, когда привязываешься к персонажу за счёт безусловной внутренней харизмы самого актера, и даже в самые плачевные и жалкие минуты его жизни хочешь ему сопереживать.

Спектакль обязательно стоит посмотреть, причем не одному, а с близкими людьми, чтобы в который раз вспомнить, как ценны те люди, которые сейчас с нами.

Мария Кладиева специально для Musecube
Фоторепортаж Ирины Максимовой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.