КарамазоВы: классика в новом прочтении

30 октября у поклонников мюзиклов и Достоевского случился двойной праздник — на сцене Культурного центра «Меридиан» состоялись сразу 2 показа рок-оперы «КарамазоВЫ» по мотивам одного из самых известных произведений Федора Михайловича. История о вечных ценностях, добре и зле, черном и белом, в самом широком смысле, но в совершенно новом прочтении.

Постановка существует уже более трех лет, и, приходя сюда снова и снова, невероятно приятно видеть в зале как все те же знакомые лица, так и новых зрителей. Исходно все начиналось с концепт-концертов, но проект развивался, добавлялись арии, сцены и диалоги, продолжают привлекаться все новые артисты в каст, и, в итоге, сформировался законченный спектакль.

На первый взгляд, Достоевский в формате рок-оперы — это похоже на попытку совместить несовместимое, и многие скептически отнеслись к этой смелой идее, ведь это такой глубокий, сложный автор. И тем интереснее наблюдать (точнее, нет, — любоваться) как всё решилось на сцене. И начинаешь понимать логику: у Федора Михайловича каждый герой — кладезь психоанализа, и такое непростое произведение отлично ложится на пронзительные рок-мотивы, помогая восприятию и пониманию.

Уложить в полтора часа сценического времени роман в несколько сотен страниц — задача явно не из простых. Тем более, что у Федора Михайловича нет длинных и пространных рассуждений «обо всем и ни о чем», которые можно бы было пролистать без потери нити повествования. Герои произведений Достоевского известны как глубокие личности, тонкие, очень многогранные и противоречивые. И писатель, как тонкий психолог, постепенно раскрывает суть и характер своих персонажей, передавая глубины идеи. Эта же задача стоит и перед задействованными в спектакле актерами, каждый из которых решает ее немного по-своему, открывая зрителю свое понимание образа. И спектакль идет настолько «на нерве», на острие, держит зал в тонусе, что, пожалуй, в нем нет момента, где можно было бы прерваться на антракт.

В «КарамазоВЫх» есть несколько составов, и все новые прекрасные исполнители продолжают присоединяться к этому проекту. И что ни имя — гарантия восторга, ведь здесь сплошь звезды мюзиклов! Поклонники постановки условно разделяют составы на московский и петербургский, хотя большинство артистов (и не только артистов!) успешно преодолевают несколько сотен километров ради спектакля в другом городе.


Итак, по порядку: в спектакле задействовано всего 8 солистов. Александр Рагулин — в одном лице и режиссер постановки, и автор идеи, либретто и музыки, и исполнитель роли старшего сына — Дмитрия Карамазова. Средний сын, интеллигент и философ Иван, — Кирилл Гордеев. Роль младшего брата, религиозного и верящего в добро Алеши, блестяще исполнил Ярослав Баярунас. Отца семейства, Федора Карамазова, невероятно харизматично сыграл Александр Суханов, которым невозможно не любоваться даже в неположительных ролях. В роли лакея Смердякова в этот вечер на сцену вышел Андрей Бирин, а в роли мудрого старца Зосимы — Антон Арцев. В образах Катерины Ивановны и Грушеньки блистали Наталия Диевская и Вера Свешникова, нечастые гости на московской сцене, тем ценнее и радостнее их видеть и слышать. И, конечно же, полноправный член команды — настоящий оркестр, Universal Band, в чьем сопровождении проходил спектакль, обостряя и дополняя восприятие произведения, ведь никакая, даже самая качественная запись не передаст всех важных музыкальных нюансов, помогающих донести суть до сердец зрителей.

Декорации спектакля максимально минималистичны, точнее сказать — их практически нет. На сцене всего несколько стульев и лавка, которые волей режиссера и в исполнении талантливых артистов воплощали собой самые разнообразные предметы. В таком же неброском стиле без присутствия ярких элементов решены и костюмы актеров. Действие развивается стремительно, каждая ария, диалог и каждая минута сценического времени максимально насыщены и сконцентрированы, и внимание от актеров, чувств, эмоций и переживаний ничто не перетягивает. И этот минимализм на сцене как раз ярко подчеркивает и подсвечивает самое главное, оставляя актера наедине со зрителем. И после мюзикла однозначно возникает желание вернуться к чтению и перепрочтению романа!

«Если понравилось — приводите друзей», — традиционная фраза, которую Александр Рагулин говорит в финале своих спектаклей, добавляя к этому даты следующих показов. Все же, не так много сейчас на сцене классики, особенно в таком неклассическом прочтении: в таком формате, который, вроде, ведет тебя по повествованию, но не буквально за руку, а словно приглашая за собой, который дает пищу для раздумий, а не готовые ответы — и тем ценнее каждая такая встреча.

Дмитриева Олеся специально для MusecubeФотографии Елены Клюевской можно увидеть здесь Фотографии Марии Гордиенко можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.