«КарамазоВЫ» во имя любви

карамазовы

«Братья Карамазовы» – последний роман Достоевского, объединяющий в себе не только запутанный детективный сюжет, но и традиционные для писателя размышления о любви, Боге, семейных ценностях, сомнениях, поиске, свободе и морали; и, конечно же, о человеке, одновременно слабом и сильном, сомневающимся и выбирающим, жаждущем материальных ценностей и выгоды, но при этом сохранившем где-то внутри искру Божьей Любви, способную обратить к Свету самую темную и заблудшую душу.

18 февраля на сцене культурного центра «Меридиан» состоялся показ рок-оперы Александра Рагулина «КарамазоВы», позиционируемый автором как «концепт-концерт».

Следует отметить, что данный формат как нельзя лучше характеризует происходящее на сцене.

Во-первых, это тайминг спектакля – всего полтора часа без антракта, во-вторых, — минимальное количество декораций (точнее, их практически полное отсутствие).

Автор поставил крайне сложную задачу как для себя (вместить немалый объем романа в относительно небольшое время, сохранить сюжетную линию, передать глубину драмы и идеи Достоевского, при этом сделав спектакль интересным для зрителя), так и для артистов, задействованных в постановке: при минимальном количестве декораций, а также в отсутствие сложных технических и медийных решений сценического пространства актер фактически остается один на один и с партнерами по сцене, и со зрителем в зале.

На сцене всего восемь артистов.

Фёдор Карамазов, он же Чёрт (Владислав Погиба) – концентрация, средоточие Зла в самом худшем его проявлении. Причем это Зло считает себя абсолютно правым, поэтому не скрывается, а, наоборот, гордится своими «достижениями» с одной стороны, а с другой – прикрывается пороками, как второй кожей, – дескать, я такой, какой есть, так что с меня взять?

Трое братьев Карамазовых (Александр Рагулин в роли Мити, Игорь Балалаев в роли Ивана, Ярослав Баярунас в роли Алёши) — три абсолютно разных жизненных пути: преодоление, муки выбора и, в конце спектакля, результат этого самого выбора. Каждый из них борется сам с собой и с окружающими обстоятельствами.

Смердяков (Сергей Ли) – внебрачный ребёнок Фёдора Карамазова, с детства лишенный материнской любви и заботы, — живая игрушка барина, объект насмешек и пренебрежения, — через это озлобившийся на весь мир.

Две женщины, вокруг и с непосредственным участием которых развиваются драматические события: невеста Мити Катерина Ивановна (Анастасия Стоцкая) и ростовщица Грушенька (Теона Дольникова). Обе девушки ради своего счастья готовы совершить (да и совершают) не самые богоугодные поступки.

Старец Зосима (Евгений Вальц) —воплощение божьей искры, поддерживающий и дающий силы в минуты самого беспросветного отчаяния, отвращающий от совершения деяний, которым нет ни прощения, ни оправдания.

Во имя чего все свершается? Да во имя любви!
Как писал Достоевский: «Любовью все покупается, все спасается… Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь».

Музыка «Карамазовых» захватывает с первых аккордов, а тексты поражают своей глубиной с первых слов и до финальной песни. Сюжет и основные перипетии истории понятны даже в том случае, если вы никогда не читали роман.

Важным нюансом и приятным бонусом является наличие в продаже полного либретто рок-оперы. Также для поклонников имеется большое количество самой разнообразной сувенирной продукции, посвященной проекту: от программок до кружек и календарей.

Можно по-разному относиться к творчеству Ф.М. Достоевского, однако «КарамазоВы» Александра Рагулина никого не оставят равнодушным. В этом легко можно убедиться, если немного послушать обсуждения зрителей после закрытия занавеса. Многие испытывают желание прочесть роман или перечитать его заново, многие собираются еще раз прийти на спектакль и привести своих родственников, друзей, знакомых.

В завершение хочется заметить, что произведения Федора Михайловича Достоевского традиционно считаются сложными как для восприятия читателем, так и для сценических постановок и экранизаций, и поэтому каждое удачное сценическое решение вызывает огромное уважение к авторскому коллективу и актерам, взявшимся за столь непростой материал.

А «КарамазоВы», без сомнения, как раз тот самый пример успешной постановки!

Мария Гордиенко специально для MuseCube

Фотографии Елены Клюевской можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.