Кинешма Островского: экскурсия в драмтеатр

драмтеатр кинешмаКак вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт!

У Александра Николаевича Островского, великого русского драматурга, среди произведений можно найти достаточно «богатых» названий: «Доходное место», например, или вовсе «Бешеные деньги». Что же выбрали основатели Кинешемского драмтеатра, 125 лет назад открывая своё культурное заведение, для первой постановки? Театр явил миру спектакль по пьесе «Бедность – не порок»…

Впрочем, это, конечно, лишь удачная шутка вожатого нашей экскурсии. Имя театральному кораблю родилось естественно: Кинешемский театр, что называется, за звание не боролся, он его учредил – и весь век с четвертью своего существования гордо носит имя Александра Островского. А переезд в 1978 году в новое здание украсил берег Волги портретом драматурга на фронтоне, который издалека видно проплывающим теплоходам. Для пассажиров оных и проводятся преинтересные экскурсии по закулисью театра, об одной из которых хочется рассказать.

Провёл её – на естественно высоком уровне компетентности – руководитель литературно-драматической части театра Александр Вячеславович Воронов, человек, влюблённый в город Кинешму и знающий его досконально. Кстати, что касается литературно-драматической части: в репертуаре Театра десятки произведений классической и современной драматургии: конечно, Островский, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Шукшин, Вампилов, Рощин, Блок и Есенин – а также Шекспир, Мариво, Олби, Т. Уильямс, Э. де Филиппо. Взрослые зрители увидят и «Вдовий пароход», и «Тот самый день», и «Аккомпаниатора», а дети – инсценировки Андерсена, Стивенсона, Гофмана наряду с Пушкиным, русскими народными сказками и произведениями современных авторов. Премьер много – отчасти и потому, что театралы в маленьком городе хотят смотреть новые спектакли, а не только пересматривать старые.

В августе в Кинешме пройдёт IV международный фестиваль камерных театральных форм «Островский FEST», открывающийся моноспектаклем К. Райкина, и кинешемцы смогут приобщиться к работам театров Москвы, Петербурга, Владимира, Костромы, Таганрога и других. Завершит фестиваль московский Театр у Никитских ворот спектаклем «Песни нашего двора».

Всё это заинтересовавшийся зритель узнает с сайта театра. Интерес же пробуждается именно на экскурсии. Само здание КДТ им. Островского внешне напоминает, пожалуй, лондонский Национальный театр и ему подобные сооружения – строгая геометрия, минимализм формы, монохромная гамма стен. Внутри всё намного живее. Светлые фойе, увлекательно оформленные афишами и кадрами из спектаклей, театральными костюмами, портретами артистов театра. Уютный музей, где хранятся подлинные документы эпохи, когда этот театр зарождался и делал первые шаги. Именно в Кинешме впервые в СССР были поставлены «Таня» Арбузова и «Дон Кихот» Булгакова. На сцене КДТ играли Москвин, Пашенная, Гоголева, семья Садовских. Долгое время Кинешемский драмтеатр был «побратимом» московского Малого театра России (к сожалению, в последние годы эта связь ослабела, что не может не удивить преданного театрала).

На экскурсии мы, конечно, увидели зрительный зал, побывали на сцене, впечатлились техническим оснащением (световыми приборами на высоко поднятых штанкетах, 12-метровым поворотным кругом, обилием декораций, до поры до времени прячущихся за кулисами). Спустились даже в подвал, чтобы осмотреть «изнанку» того самого круга – мощь этого устройства впечатляет и будит фантазию о каком-нибудь необычном использовании помещения с вращающимся «потолком» (такие идеи в театре рождались, но пока не нашли воплощения).

Главным же событием стал отрывок из спектакля «Бесприданница», сыгранный для посетителей в фойе артистами КДТ Татьяной Грубинкой и Андреем Мисюрой. Это была сцена сговора госпожи Огудаловой с «дельцом» Мокием Пармёнычем Кнуровым относительно будущего несчастной Ларисы. Эх, друзья, вот так выглядит настоящая классика «на театре»… Ничего плохого не скажу про отдельные смелые интерпретации известных из школьной программы классических пьес – конечно, всякий угол зрения найдёт своего поклонника – но когда форма полностью соответствует содержанию, а актёрские работы заставляют внимать исполнителям практически не дыша, чтобы не упустить самомалейший жест или мимолётное выражение лиц — это редкое по нынешним временам тонкое наслаждение. Г-жа Огудалова, дама избыточно приятная во всех отношениях, обволакивает состоятельного гостя своим обаянием, но г-н Кнуров совершенно чётко знает, зачем и, главное, к кому явился в дом. Выказывая все внешние знаки почтения, он умеет дать понять, что окончательное решение отнюдь не за хозяйкой. В дополнение к диалогу А. Мисюра представил также речь Кнурова, обращённую к самой Ларисе (то, что девушки в поле зрения не было, придало какую-то пугающую остроту моменту, будто каждому из зрителей предстояло сделать выбор между нищетой и позором…).

Похоже, формат «представление + закулисье» идеален для презентации театра заинтересованной публике. Когда видишь чудо живого воплощения персонажей в двух шагах от себя, за кулисы несёшь ауру трепета и изумления. Так что раскрытие тайн «изнанки» никак не повредит восприятию спектакля из зала.

В продолжение экскурсии мы также увидели старое здание, в котором театр существовал изначально – до 1886 года в нём размещался амбар, а затем городская Дума в знак уважения памяти Островского, чьё имение Щелыково находится близ Кинешмы, безвозмездно передала его товариществу учредителей театра. Нынешние арендаторы к искусству никакого отношения не имеют, однако на фасаде дома есть соответствующая памятная табличка и, будучи не «бесхозным», он служит напоминанием о «начале славных дел» в городе Кинешма.

Елена Трефилова специально для Musecube

Фотографии автора можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.